ЖЮЛЬ БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ. Деревенская любовь.1882
Светлый весенний вечер. У старого забора, разделяющего две крестьянские усадьбы, стоят парень и девушка. Застенчивые, смущенные встречей, они робко подыскивают слова, которые могли бы сказать друг другу. Их волнение так естественно передано художником, что каждый невольно сопереживает им. Состояние неловкости сковывает молодых людей: парень рассматривает свои пальцы, девушка теребит подаренный им цветочек.
Картина «Деревенская любовь», одно из лучших произведений Бастьен-Лепажа, была приобретена в Париже Сергеем Михайловичем Третьяковым, братом основателя Третьяковской галереи, и завещана им в это собрание. Она висела среди полотен русских мастеров второй половины XIX века более тридцати лет. По всей видимости, известного коллекционера привлекло в работе французского художника то же стремление передать правду жизни, какое было свойственно творчеству русских живописцев того времени. Нестеров писал о "Деревенской любви", что "картина эта, по сокровенному, глубокому смыслу, более русская, чем французская".
М. Нестеров же вспоминал, когда коллекция С. М. Третьякова находилась еще в Пречистенском переулке, В. Серов говорил ему: «Я каждое воскресенье хожу туда смотреть «Деревенскую любовь», – а Серов знал, что смотреть, еще молодым, еще юношей знал». И сам Нестеров, вспоминая о Париже, писал: «Пювис и Бастьен-Лепаж из современных живописцев Запада дали мне столько, сколько не дали все вместе взятые художники других стран».
В творческом наследии Бастьен-Лепажа осталось множество набросков с натуры. Существует рисунок к этой сцене, которую он наблюдал в родной деревушке Дамвиллер. Художник писал то, что увидел, а не сочинил. И для него была драгоценна каждая деталь, которая усилила бы жизненное правдоподобие этой сцены: разваливающийся забор, вьющийся плющ, горящие красно-оранжевые настурции, вдалеке склоненные к земле фигурки женщин.
Девушка с тонкими косичками и парень в рабочей одежде мастерового изображены не только с достоверностью и психологической глубиной, но и с большим поэтическим чувством. Оба они крепкими корнями связаны с землей. Обычаи родной Лотарингии, которую так любил художник, сближают их.
Автопортрет
В основе творческого метода Бастьен-Лепажа была работа с натуры. Он стремился передать ее характерные, неповторимые особенности, выявляя в конкретном явлении общие, типические черты. Когда живописец уклонялся от непосредственного воспроизведения натуры, изменял себе, придумывал и сочинял композицию, то терпел неудачу. И ему пришлось испытать немало творческих мук, прежде чем он окончательно выбрал путь художника-реалиста, бытописателя своего края.
Спелая пшеница
Сенокос (1877)
Октябрь. Сбор картофеля.
Однажды в Париже художник Нестеров поселился в Латинском квартале, в маленькой сырой комнате на улице Кюжас. На следующий день отправился на Всемирную выставку. Это была выставка 1889 года, где башня Гюстава Эйфеля как бы знаменовала конец XIX века и вместе с тем начало новой эры - эры XX века. Однако не Эйфелева башня поразила Нестерова. В художественном отделе выставки он заметил картину Жюля Бастьен-Лепажа «Жанна д'Арк слушает небесные силы» и с тех пор приходил к ней неоднократно.
Жанна д'Арк слушает небесные силы 1879
В письмах того времени Нестеров говорил о Бастьен-Лепаже как о величайшем из современных французских художников, ибо каждую его вещь, и в особенности «Жанну д'Арк», он считал проявлением «мудрости, добра и поэзии». Жанна д'Арк была изображена в саду, в глубокой задумчивости, погруженной в себя, в тот момент, когда она «увидела» между цветущими яблонями тени Людовика Святого и двух мучениц. «Вот когда пожалеешь, - писал он родным, - что не Ротшильд: купил бы эту вещь... Как она исполнена, сколько любви к делу, какое изучение, не говоря об настроении, глаза Жанны д'Арк действительно видят что-то таинственное перед собой. Они светло-голубые, ясные и тихие. Вся фигура, еще не сложившаяся, полна грации, простой, но прекрасной, она как будто самим богом отмечена на что-то высокое». И с удивлением Нестеров здесь же отмечал, что публика к этой картине довольно равнодушна.Для Нестерова, побывавшего, как и Серов, в 1889 году на Всемирной выставке в Париже, показанная там картина Бастьена "Видение Жанны д'Арк" (где, по его словам, "задача созерцания, внутреннего видения передана со сверхъестественной силой") немало дала для его собственного "Видения отроку Варфоломею".
Жюль Бастьен-Липаж Автопортрет 1875 Музей дОрсе, Париж
Жюль Бастьен-Лепаж прожил короткую жизнь, всего 36 лет, но своим творчеством оказал большое влияние на творческую молодежь того времени.Умирающего от чахотки художника настигла восторженная признательность еще одного русского коллеги.Это была молодая, и уже приговоренная к смерти от той же чахотки, Мария Башкирцева. Занимаясь в академии Р.Жюльена, Мария Башкирцева испытала особое влияние Жюля Бастьен-Лепажа (1848-1884), который был одним из ее наставников.По академии даже ходили слухи, что почти все ее картины принадлежат художнику Бастьену –Лепажу - признанному лидеру французских мастеров реалистического пейзажа. "Это не только живописец, это поэт, психолог, метафизик, творец" – говорила о нем М.Башкирцева.
Искусство Бастьена озарило ее собственное творчество, и дружба их, длившаяся последних два года жизни обоих, звучит элегически-скорбным аккомпанементом их безвременной гибели.
Еще при жизни Башкирцевой ей часто ставили в упрек подражание Бастьену. Она отвечала: «Бастьен- Лепаж не может долго вдохновлять как учитель. Если я повторяю Бастьен - Лепежа, то это- пагуба. Сравняться с тем, кому подражаешь – невозможно».
Некоторые современные искусствоведы пытаются придать любовную окраску их взаимоотношениям, мол, у "одержимой" русской был с ним, якобы, роман.Хотя многочисленные высказывания Марии явно этому противоречат. "Я страшно высоко ставлю его живопись, а между тем на него нельзя смотреть как на учителя. Вид его обманул мои ожидания" – пишет Мария в Дневнике.
На самом деле, Марию с ее учителем Лепажем связывали непростые отношения.
Тяжелая болезнь приковала этого французского художника к постели, но даже тогда, когда он не мог двигаться, его потребность видеть ее, говорить с ней вынуждала его близких приносить мастера в дом Башкирцевых. И именно он находился рядом с Марией в ее последние, предсмертные дни. Мария умрет на полтора месяца раньше Бастьена-Лепажа.
Мария Башкирцева.
Но не следует думать, что даже и в этом случае, осложненном лирической патетикой, влияние Бастьена было подавляющим: искусство Башкирцевой было сильнее и мужественнее, богаче поисками.
Ниже представлены несколько работ Марии Башкирцевой.
Мария Башкирцева.Осень. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мария Башкирцева.Митинг. 1884. Музей Орсэ, Париж
Мария Башкирцева.Дождевой зонтик. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мария Башкирцева.Молодая женщина с букетом сирени. 1881.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мария Башкирцева. Студия Жулиана (1881). Днепропетровск
Впоследствии и Серов и Нестеров, эти большие и самобытные мастера, ушли от Бастьена так далеко, что увлечение им осталось малозначимым эпизодом в их творчестве. Но влияние искусства Бастьен-Лепажа оказалось довольно обширным, коснувшись не только русских, но и шведских, финских, венгерских, итальянских художников.
Бастьен-Лепаж был умелым портретистом.
Мужской портрет
Портрет Сары Бернар (1879)
Спящий маленький разносчик (1882)
По пути в школу (1882)
Лондонский чистильщик обуви (1882)
Нечего делать (1881)
Первое причастие (1875)
Лондонская продавщица цветов (1882)
Диоген (1873)
Нищий (1880)
Жюль Бастьен-Лепаж. Портрет девочки 1882.
Жюль Бастьен-Лепаж был мастером, достойно продолжившим реалистические традиции французской живописи XIX века.
http://www.liveinternet.ru/...http://www.liveinternet.ru/...http://www.ikleiner.ru/lib/...