Бородин Николай Николаевич (1878 - 1919) — уральский казак, полковник, посмертно — генерал-майор, ветеран Русско-Японской и Первой Мировой войн, участник Белого Движения на Востоке России, один из создателей Уральской белоказачьей армии. Герой Лбищенского рейда, во время которого был убит.
В советском фильме 1934 года "Чапаев" главным антагонистом Чапаева выступает полковник Бороздин. В фильме именно он руководит Лбищенским рейдом, стоившим Чапаеву жизни. Надо сказать, что актёр на эту роль подобран очень удачно: киношный Бороздин как две капли воды похож на реального Николая Николаевича Бородина, начальника штаба Сводного Уральского отряда, совершившего свой Лбищенский рейд и покончившего с Чапаевым. И даже обстоятельства гибели реального Бородина и его экранного воплощения практически в точности совпадают. Так что непонятно становится, зачем понадобилось менять этому персонажу фамилию, чем сценаристам не понравилась фамилия Бородин. Но вот попадания в характер мы в фильме не увидим.
Бороздин показан в фильме эдаким идеальным воплощением образа "классового врага". Это лощёный аристократ и интеллектуал, развлекающийся в свободное от боевых действий время тем, что играет на рояле классическую музыку в то время, как его денщик драит за его спиной пол. Нет, Бороздин не злодей, он даже не жесток — скорее даже милосерден. Он по-человечески очень привязан к своему денщику-казаку. Но он последовательно держит дистанцию. Экранный Бороздин глубоко убеждён, что чувства его денщика никак не могут быть столь же глубокими, а привязанности — столь же сильными, как у него, интеллектуально-развитого человека. Он считает, что, заменив расстрел на порку шомполами, оказал провинившемуся казаку величайшую милость, и на большее казак рассчитывать просто не имеет права. И ему абсолютно всё равно, что под шомполами наказуемый умрёт, а денщик, которого Бороздин всячески нахваливает и к которому по-своему привязан — родной брат этого казака, умершего под шомполами. И вот это делает Бороздина жутким, несмотря на все его положительные качества.
Вот только к реальному Бородину этот психологический портрет никакого отношения не имеет. Начнём с того, что Бородин не был аристократом. Он происходил из бедной казачьей семьи Уральского казачьего войска и был по вероисповеданию старообрядцем-единоверцем. Семья проживала в станице Глиненской Лбищенского отдела. Так что, атакуя Чапаева в Лбищенске, Бородин в самом буквальном и предельном смысле защищал своё Отечество. Поскольку казаки, в отличие от крестьян, стремились дать своим детям профессиональное военное образование, а освобождение от налогов позволяло им на это образование накопить, Николай Бородин окончил Оренбургский кадетский корпус, после которого (вероятнее всего — за отличную учёбу) был принят в престижное Николаевское кавалерийское училище. Версию об отличной успеваемости, открывшей ему дорогу в это элитарное учебное заведение, подтверждает тот факт, что училище Бородин окончил "по первому разряду" (то есть — в числе лучших учеников). Таким образом, к интеллектуальной элите Николай Николаевич мог бы себя причислять по праву, с полным основанием. А вот превозноситься над казаком-денщиком и презирать его чувства Бородину было совсем не с руки — ведь, если не принимать в расчёт чинов, они с этим казаком — ровня. Реальный Бородин, скорее всего, нашёл бы слова, чтобы утешить денщика, да и брата его, возможно, простил бы полностью для первого раза — за прошлую беспорочную службу. А потом бы ещё и попытался бы лично побеседовать, воззвать к совести и к казачьей солидарности. Но не высокомерно заменять расстрел шомполами, видя в этом предел допустимого милосердия.
После окончания Николаевского кавалерийского училища Бородин решает продолжить службу в рядах родного Уральского казачьего войска. С августа 1899 года он — хорунжий 1-го Уральского казачьего полка. А мог бы — со своими результатами выпускной аттестации — прорываться в гвардию, и ему бы не отказали. Но Бородина тянуло к своим, к казакам. С 1902 года находился на льготе — это означало, что он жил в своей станице, но держал наготове строевого коня и оружие, чтобы по первому приказу снова явиться на действительную службу. Напомню: Бородин происходил из бедной семьи. Вероятно, семье понадобились его рабочие руки, и новоиспечённый офицер, отдав Родине три года своей службы, воротился в родительский дом.
В годы Русско-Японской войны Бородину поручили готовить маршевые пополнения для 4-го и 5-го Уральских казачьих полков, направлявшихся на фронт. Так что войсковое начальство видело в нём не только опытного кадрового офицера, но и военного педагога, умевшего найти подход к сердцам казаков. Что подтверждает моё предположение насчёт абсолютной нереалистичности порки шомполами, о которой нам сообщают в фильме. Скорее всего, с казаком, пытавшимся перебежать к красным, Бородин именно попытался бы переговорить по душам. И скорее всего — переубедил бы.
На фронт Русско-Японской войны Бородин прибыл с очередным маршевым пополнением, когд ...