Парфяне, наследники Турана.
Это было время Парфии- первоначально небольшого государства. Две силы лежали у истоков парфянского могущества - оседлые оазисы, истоки которого, как мы теперь знаем, уходят вглубь тысячелетий и кочевые племена. Кочевники к середине 1 тыс. до н.э. стали новым фактором мировой истории. В бескрайних просторах степного пояса Евразии к этому времени сложились большие группировки подвижных и могущественных племен, главное богатство которых составляли стада овец и табуны лошадей. Всадники, вооруженные луком, стрелами и короткими мечами, были основой их могущества. Они постоянно находились в тесном взаимодействии c оседлыми оазисами - то мирном и дружественном, то напряженно враждебном. Этот узел взаимодействий и лежал у истоков возникновения Парфянского государства.
И так, после смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.), его империя была поделена между полководцами великого завоевателя. Южные районы Туркменистана вошли в состав государства селевкидов.
Северо - Западный Туркменистан и Хорезм (куда также входили территории Туркмении) продолжали оставаться независимыми. Там, на берегу Узбоя, жили Дахи - потомки тех Массагетов, которые громили когда-то армии Кира и Дария. Их не могли покорить ни Александр Македонский, ни Селевкиды.
2. Собственно, Парфия объединяла земли подгорной полосы Копетдага и близлежащие районы северо-восточного Ирана. Она упоминается ещё в священной книге зароастризма «Авесте», входила как самостоятельная провинция в состав государства Ахеменидов (550-330 г.г. до н.э.), а затем в державу Селевкидов, созданную Селевиком, как мы отметили выше, одним из полководцев Александра Македонского. Так было положено начало одной из могущественных держав древнего мира.
В середине III века до н.э. государство Селевкидов было ослаблено внутренней борьбой. Около 250 г. до н.э. селевкидский наместник Парфии Андрагор отказался от центральной власти и объявил себя независимым. Но уже в 245 г. до н.э. страна была завоевана кочевыми племенами. Дахи из племени Апарнов (Парнов), под предводительством двух братьев Арсака (Аршака) и Тридата начинают двигаться из Прикаспийских степей в сторону Парфии.
3. В городе Асааке (окрестности Бахардена и Геоктепе), где в храме хранился вечный огонь, Арсак (Аршак) был провозглашен царем. А вскоре он захватил область Нисаю, которая стала ядром будущей державы. Там в последствии возник город Митридатокерт (Ниса) - родовое гнездо Арсакидов (Аршакидов).
Таким образом, была утверждена особая аршакидская эра, по которой датировались юридические документы. Расчеты показывают, что её начало было отнесено к 247 г. до н.э. Новое государство начинает выпуск собственной монеты. На них стал изображаться сидящий лучник - символ могущества стремительных кочевников.
Селевкиды долго не могли смириться с потерей богатых областей на востоке своего государства. Неоднократно принимались походы с целью восстановления селевкидского господства. Парфянам приходилось нелегко, и Аршакиды то и дело прибегали к помощи кочевых племен. Но в конечном итоге Парфия сохранила независимость и начала постепенное продвижение на запад, подчиняя одну за другой различные провинции на территории Ирана.
Примерно в этот период, во времена военных событий, погибает Арсак (Аршак). Во главе Парнов встает Тиридат, признавая Арсака (Аршака) первым царем нового государства, он принимает его имя в качестве династического. Юстин (историк), ссылаясь на Помпея Трога, пишет: «...Память его (Арсака), парфяне чтили так, что с тех пор все парфянские цари нарекались именем Арсака (Аршака)».
4. Вскоре, к собственно Парфии Тридат присоединил богатую северо-восточную область Персии Гирканию, название которой до сих сохранилось в названии реки Гурген. Но Селевкиды не собирались так просто отдавать эти области. В 237 г. до н.э. Селевк II двинул войска на Парфиену. Тридат был вынужден отступить к своим родственникам-апасиакам. Правитель молодого государства начал непримиримую борьбу с Селевкидами. Его поддерживали местные оседлые народы. Весь народ Южного Туркменистана поднялся на борьбу с ненавистным чужеземным игом. Апарно-Парфянская армия одержала Победу.
5. Последующие десятилетия молодое Парфянское государство крепло и ширилось. Когда Селевкидский царь Антиох III пошел войной в 209 году до н.э. на Парфию, преемник тиридата Артабан I выставил против него 100 000 пехоты и 20 000 всадников. Несмотря на некоторую удачу в сражениях Антиоху III не удалось покорить Парфию.
При Митридате I Селевкиды предприняли ещё одну попытку восстановления своего владычества, но потерпели сокрушительное поражение. Селевкид Деметрий попал в плен и был сослан на жительство в Гирканию. Митридат даже женил его на своей дочери Родогуне, рассчитывая принять участие во внутридинастийных междоусобицах, которые разыгрывались при дворе Селевкидов.
6. Парфянское царство постепенно превращалось в крупную подлинно мировую державу. Особенно сильным оно стало при Митридате I (171-138 г. до н.э.) При нем к Парфии на востоке была присоединена Маргиана, небольшие сатрапии Аспион и Турива (между Гератом и Мешхедом), отнятые у Бактрии. На Западе присоединена Мидия и достигают Месопотамии, а уже к июлю 141 г. до н.э. Митридат провозглашается царем Вавилона. Парфянское царство превратилось в крупнейшую державу Среднего и Ближнего Востока. Митридату I присвоили титул «Великий». Несметные сокровища захваченных стран свозили в коренные земли парфян.
На протяжении всего этого времени парфяне вели постоянную борьбу с родственниками-кочевниками, которые сокрушили Греко-Бактрийское государство и вышли к границам Парфии. Земли парфян неоднократно подвергались их нашествиям.
Кочевые племена Средней Азии, традиционные союзники Парфян, цари которых сами вышли из той же кочевой среды, одно время причиняли своим союзникам неприятности, вторгаясь в оседлые оазисы и грабя города. Но Аршакидам удалось справиться с этой опасностью и даже расширить свои владения до областей Юго-Западного Афганистана. Это произошло при Митридате II (123-88 г.г. до н.э.), который одновременно расширяет свои владения на Западе, утверждает свое господство в Армении, посадив на престол армянского царевича, который до этого долгое время в качестве заложника жил в Парфии.
Все земли Южного Туркменистана прочно вошли в состав Парфянского царства. С II века до н.э. вплоть до 30-х годов I века н.э. Парфия стала крупнейшей в мире державой и переживала пору своего наивысшего расцвета.
Начиналось соперничество между Римом и Парфией за мировое господство.
7. Митридат II полностью реорганизовывал армию, которая представляла до этого примитивное конное и пешее ополчение. В парфянской армии преобладала тяжелая пехота. Митридат II, по примеру своих предков Дахов (массагетов), стал широко применять тяжеловооруженную конницу. Всадники были покрыты чешуйчатой броней, голову защищал остроконечный шлем. Эти тяжелые воины делились на копьеносцев (клибанарии) и лучников (катафрактарии). Кони этих воинов были покрыты чешуйчатыми сетками и имели металлические налобники и нагрудники. Это были боевые кони нисайской породы - предки современных ахалтекинцев. Все тяжеловооруженные всадники делились на отряды в тысячу всадников. Каждый отряд имел длинные знамена в форме змеевидного дракона. Греки называли эти отряды «драгонами» по виду знамен. Видимо, это и есть прообраз драгунов ХVIII века.
Парфянское общество было сложным. Структура военного сословия выглядела примерно следующим образом: знать, которая делилась на четыре категории, и простые воины, состоящие из двух категорий.
Верхушку знати составляли члены правящей династии - члены рода Арсакидов (мегистаны); за ними идут представители знатных фамилий - начальники соединений со своими отрядами (по Юстину «сословие препозитов»), следом можно расположить аристократию среднего достатка - командиров военных подразделений (по Плутарху, «благородные»); на низшей ступени стоит мелкая знать - тяжеловооруженные конники, т.е. «рыцарство» (катафрактарии и клибанарии).
Простые воины состояли из членов рядовых Дахо-апарнских родов - легковооруженные лучники (низшая ступень парфянского воинского класса) - и «рабов» (представителей тех земель, которые были присоеденены к Парфии).
Теперь в Передней Азии у парфян практически не было серьёзных соперников. Агонизирующая селевкидская монархия сократилась до размеров небольшого царства в Северной Сирии. Представители угасающей династии то и дело вступали в междоусобные распри, которые были только на руку парфянам. Но уже проступали знамения противостояния двух крупных политических систем - в Переднюю Азию продвигались римляне, постепенно подчиняя себе мелкие владения в Малой Азии. Начинается римско-парфянское противоборство из-за влияния в Армении. Аршакиды твердо решили утвердиться в новых владениях и переносят свою резиденцию на Ефрат, где их столицей становится Ктезифон.
При Митридате II пределы Парфии значительно расширяются. Парфия устанавливает дипломатические отношения и из нее выезжают дипломатические Посольства в Рим и Китай.
По словам В.В.Бартольда, Митридат II был «первым государём в мировой истории, имевшим сношения как с державой Востока - Китаем, так и с державой Запада - Римом».
Митридат II первым из парфянских государей присваивает себе титул «царя царей». При нем парфяне вышли к границам Римских владений.
8. В 65 г. до н.э. происходит уже столкновение с Римом по поводу спорной Кордуены, которая положила начало длительной борьбе двух мировых держав.
В 53 г. до н.э. при парфянском царе Ороде I (55-37 гг. до н.э.) в земли парфян вторгаются Римляне.
Нарастала угроза серьезного прямого военного столкновения. Оно и произошло в 50-х годах, когда Цезарь, Помпей и Красс утвердили в Риме свою власть в качестве триуявиров. При разделе сфер влияния Крассу был отдан Восток, и он двинулся туда во главе мощной армии, видя себя в мечтах вторым Александром Македонским, достигающим далекой Индии. Но действительность оказалась не только суровой, но и трагичной.
9. В мае 53 года до н.э. римская армия во главе с Марком Крассом перешла Ефрат и через пуcтынную местность двинулась вглубь Месопотамии.
Думая, что Красс пойдет с войсками через Армению, Ород двинулся туда со всей армией, отправив в Месопотамию, на всякий случай, парфянского полководца Сурену с 10000 легких всадников и 1000 тяжелых конников, закованных в доспехи. Вопреки планам Орода, Красс пошел через Месопотамию. Сурена стал отступать, заманивая 40 -тысячную римскую армию в степь. В погоне за Суреной Марк Красс вынужден был пройти через пустыню Месопотамии и отошел к городу Карры (Хадран). Здесь неожиданно римляне подверглись атаке легкой конницы парфян. Конники кружились вокруг неповоротливого каре римлян, засыпая их стрелами. Одни за другой шли лавы конных парфян. Одна часть, отстреливая запас стрел, уступала место другой. Непрерывно шла доставка стрел, ибо Сурена заблаговременно подготовил тысячу верблюдов, нагруженных связками стрел.
Здесь под городом Карры в завершение решающего сражения в атаку на римлян была двинута тяжелая конница и попытка отразить её отрядом, возглавлявшимся сыном Красса, не принесла успеха. Этот отряд был истреблен, а сын Красса убит. Красс был вынужден начать отступление.
Беспрестанно нападающие парфяне истребляли одну римскую часть за другой. В конечном итоге вся армия была уничтожена, а сам Красс погиб. Лишь небольшой отряд римлян в 500 человек всадников достиг Сирии. Не говоря о стратегических ошибках Красса, двинувшегося в тяжелый поход через пустыню, римская армия тактически оказалась не готовой к борьбе с парфянской кавалерией.
Здесь уместно привести то, как описывает это сражение античный писатель Плутарх. Он пишет, что парфянские «диковинные» стрелы, «невидимые» в полете, поражали насмерть противника. Как отмечает тот же Плутарх, «парфянин, приученный с одинаковой ловкостью наскакивать и обращаться вспять, рассыпает свои конные части, дабы было можно беспрепятственно поражать врага стрелами...»
Римляне решили во что бы ни стало атаковать противника. Легкая конница парфян притворно бежала, рассыпавшись по полю. Незнакомый с тактикой степняков, Красс ударился в погоню. При этом, римляне оторвались от своих основных сил и тылов. Парфянские всадники довели римлян до своих тяжеловооруженных воинов. Разбросанные по степи всадники, по команде, собрались в отряды и приготовились к встрече, заслонив катафракториев и клибанариев.
Плутарх пишет: «... Сурена заслонил передовыми отрядами основную массу и скрыл блеск вооружения, приказал воинам прикрываться плащами и кожами. Когда же парфяне приблизились и их военноначальник подал знак, вся равнина сразу огласилась глухим гулом и приводящим в трепет шумом. Устрашив римлян этими звуками, парфяне вдруг сбросили с доспехов прикрытие и явились перед ними, подобно пламени, сами в шлемах и латах из ослепительно сверкающего маргианского железа, кони же их в железных и медных латах...
Легкая парфянская конница охватила римское войско с флангов, продолжая непрерывно сыпать стрелами. Тяжелые всадники - парфянские рыцари - пошли в лобовую атаку. В считанные минуты они опрокинули римлян и наголову разбили их передовые части.
Сурена предварительно изматывал противника беспрерывными атаками конных лучников, выпускавших тучи стрел, а потом наносил решающий удар конницей, закованной в броню, наподобие рыцарей средневековой Европы. Античный писатель Плутарх рисует страшную картину гибели при Каррах римских легионеров, теснимых со всех сторон задыхающихся в тучах пыли, которые поднимала парфянская кавалерия.
«Стиснутые на небольшом пространстве, они сталкивались друг с другом и, поражаемые врагами (парфянами), умирали нелегкой и скорой смертью, но корчились от нестерпимой боли и катаясь с вонзившимися в тело стрелами по земле, обламывали их в самих ранах, пытаясь тут же вытащить зубчатые острия, проникшие сквозь жилы и вены, рвали и терзали самих себя».
До 6000 римских воинов пало в этом бою, в том числе и сам Марк Красс. Атаки парфян не прекращались до самой темноты, после чего они скрылись также неожиданно, как и появились. Римляне, лишенные своего полководца, растерялись. Началось паническое бегство. В последующие дни парфяне добивали римские легионы, громившие до этого восставших врагов под предводительством Спартака.
Это было сокрушительное поражение. Значки и знамена римских легионов были помещены в парфянские храмы, 10 000 (десять тысяч) римских пленных поселены в далекой Маргиане, которые там прижились, что является свидетельством того, что в жилах многих из нас течет кровь тех римлян. Голова Красса была торжественно доставлена парфянскому царю, который в это время в театре смотрел греческую трагедию.
Парфия стала сильнейшим в мире государством.
10. Как писал Помпей Торг (I век нашей эры), «у парфян, по разделу мира с римлянами теперь - власть над Востоком».
Парфяне вторгаются в Сирию и Малую Азию, повсюду тесня римлян и поддерживая антиримские силы. Ещё несколько военных столкновений, в т.ч. осада парфянского города Антонием, известного своим бурным романом с египетской царицей Клеопатрой, в конечном итоге кончились для Рима неудачей. Римский автор I века нашей эры Юстин так писал о парфянах: «Три раза подвергались они нападению римлян, во главе которых стояли величайшие римские полководцы - Рим был тогда в расцвете сил - они одни из всех народов оказались не только равные римлянам, но и победили их. Однако ещё больше славы, чем победа над заморским врагом принесло им то, что они сумели выдвинуться находясь между царствами Ассирийским, Мидийским и Персидским и рядом с Бактрийскою державою, владелицей тысячи городов».
11. Эти выдающиеся успехи во многом обеспечивались тем, что у парфянских Аршакидов был прочный тыл в виде не только могущественных кочевых племен, но и процветающих оазисов. В парфянское время подгорная полоса Копетдага была усеяна селениями и усадьбами, среди которых то там, то здесь высились укрепленные города. Главным здесь был город Ниса, и расположенная поблизости царская резиденция, известная в настоящее время под названием Старая Ниса. Здесь находились дворцовые здания, храмовые комплексы, царская сокровищница и многочисленные хранилища и склады. Благодаря раскопкам, теперь мы знаем и подлинное название этой резиденции. Среди обнаруженных на Нисе хозяйственных документов, написанных на обломках крупных сосудов, имеется сводная запись, которая гласит: «В крепости Митрдаткирт, в винном складе, называемом Новым, вина и уксуса хумов 160, пустых - 8. В винном складе, называемом Ж Ж Ж (название неясно), вина и уксуса 316, пустых - 16. Всего хумов - 500». Судя по этому документу, в древности царская резиденция называлась Митрдаткирт, скорее всего по имени Митридата I.
Центральная группа монументальных строений Старой Нисы располагалась на высокой платформе, возведенной из сырцового кирпича. Главное место здесь занимал квадратный зал, где четыре колонны из жженого кирпича поддерживали перекрытие. В верхнем поясе по периметру шла галерея, где располагались монументальные глиняные скульптуры. Глиняные статуи украшали интерьер и другого крупного сооружения - круглого зала. Монументальная башня, окруженная двойным кольцом сводчатых обводных коридоров как бы продолжала традиции трёхступенчатого башенного сооружения Алтын-депе.
В северной части городища располагалась царская сокровищница, где в отдельных помещениях хранились мраморные статуи, специальные сосуды для торжественных возлияний - ритоны, серебряная и золотая посуда. Выточенные из слоновой кости, покрытые разнообразными рельефами, ритоны отражают синтез античных и восточных традиций. Так одна из наиболее популярных сцен на них - это фигуры олимпийских божеств - Зевса, Посейдона, Афины и других.
Но трактовка фигур отвечает скорее восточным каналам, чем образам греческой скульптуры. Чисто восточного происхождения фигуры человека - быка или крылатых львиноголовых грифов, расположенных в основании ритонов. Придворная культура , а она для раннепарфянского времени хорошо представлена в Нисе, отражала филэлланские увлечения Аршакидов и их двора.
Северная часть Старой Нисы, отделенная стеной от дворцово-храмового комплекса, включала в себя не только царскую сокровищницу. Здесь располагались и те огромные винохранилища, которые упоминаются в документах, сохранившем название Митридакирта. Всем богатством велся тщательный учет. Большинство документов составлялось на кожаных свитках, которые, естественно, не пощадили века. Но первичные записи делались на глиняных черепках - так называемых остроконах, прилагавшихся к каждому хуму. Их найдено свыше 2500, и они отличаются скрупулезной педантичностью, рисующие права парфянской канцелярии. Документы отражали поступление в царское хозяйство вин с многочисленных усадеб и владений. Упоминаются в них и Артык, и Чаача, и Каахка, и район далекого Чарджоу. Точно оговорен год поступления вина, имя чиновника, доставившего продукт, объем вина, помещенного в хум. Дополнительные записи указывают на проводившуюся проверку и переучет. Помимо имени чиновников отмечалось и место, откуда они были родом. Так как архив охватывает ограниченный промежуток времени, можно даже проследить перемещение сборщиков налогов из одной области в другую. Видно, что парфянская администрация придерживалась двух принципов: не держать сборщика налогов в одном месте слишком долго и не посылать чиновника в то селение, откуда он был родом, чтобы на его работу не повлияли дружеские и родственные связи. Учету подлежала не только продукция виноградников, но и мука. Царское хозяйство Нисы было отлаженным административно-фискальным механизмом.
12. На крайнем Востоке парфянских владений располагался один из крупнейших центров древнего мира - Мерв, столица Маргианы.
Основные постройки были сосредоточены на территории городища Гяур-Кала, занимавшем площадь в 3,5 квадратных километра. За его пределами на многие километры тянулись различные строения, культурные сооружения и ремесленные мастерские. Мерв был центром плодородного оазиса, но не это создавало ему мировую славу. Город являлся важным центром торговли и ремесел, через него проходили караваны, несущие товары из Китая в Рим и в обратном направлении. Историки называют эту международную трассу - «Великим шелковым путем», поскольку именно по ней в римские владения доставлялась изящная ткань, изготовлявшаяся трудолюбивыми мастерами Китая. Эти торговые связи нашли отражение и в археологических материалах.
Так, в Мервской округе обнаружены каменные надгробия купцов из далекой Пальмиры, важного торгового центра, располагавшегося в Сирии. Видимо, в этом парфянском городе находилась целая торговая колония пальмирцев, свято блюдущих свои традиции и обычаи. Были в городе и зароастрийские храмы огня и буддистские кумирни. Совершенно ясно, что древний Мерв являлся важным центром культурной и интеллектуальной жизни. В этом отношении особенно показательно широкое распространение письменности. На многих сосудах сделаны надписи, указывающие имя владельца. Некоторые даже добавляли с безапелляционной категоричностью - «этот сосуд мой». Скорее всего имелся в виду не только сам глиняный кувшин, но и его содержание, которое могло быть весьма различным. Памятники письменности вообще довольно широко распространены на территории Парфии. При раскопках богатой усадьбы около Бабадурмаза найдены хозяйственные документы, наподобие Нисийских. Только здесь речь идет, в первую очередь, о муке, а не о вине, использовавшемся на царских застольях. Даже в центре Каракумов в крепости Игды-Каде на Узбое найдены парфянские надписи.
Придворная Ниса и трудолюбивый город образовывали как бы два полюса парфянской цивилизации. Но достаточно высокая культура представлена и в других городах и селениях парфянской эпохи. Это был, безусловно, период подъема прикопетдагских оазисов и Маргианы. Однако один прочный тыл не мог обеспечить стабильность и могущество парфянской державы. Её сильной стороной, безусловно, были вооруженные силы, но преобладание кавалерии затрудняло борьбу с пехотой противника, а тем более штурм и осаду городов. Не отличалось надежностью и внутреннее устройство Парфии. Правящая династия Аршакидов не имела строгих установлений престолонаследия, часто на трон возводили не прямых наследников «царя царей», а его родичей. Естественно, это способствовало созданию группировок, стремящихся провести на трон своего кандидата. Не была Парфия и строго централизованным государством. Вновь присоединенные территории часто отдавались во владение родственников царя, в некоторых покоренных областях вообще сохранялись местные правители, формально признававшиеся Парфянский суверенитет. Все это сказалось в римско-парфянском противоборстве.
13. Опытный противник - императорский Рим пустил в ход все рычаги. Совершенствовалась армия, в которою включались крупные кавалерийские подразделения. Активно велись интриги среди новоприобретенных парфянских подданных, перекупались представители Аршакидской верхушки. Принципом «разделяй и властвуй» создавалось мощное давление на неожиданного соперника. Парфяне стали терпеть военные поражения, в Ктезифон проникают римляне, т.е. римские эмиссары, сея интриги и плетя заговоры. Парфянские царевичи увозятся в Рим, где их стараются перевоспитать в духе римской культуры и политики. Особой силы эти действия достигли в правление Фраата IV (38 г. до нашей эры и 2 год нашей эры - 40-летнее правление). Потерпев ряд поражений, он пошел на беспрецедентный шаг - послал в Италию в качестве заложников своих детей и жен. Правда, тому были домашние причины. Любимой наложницей Фраата стала подаренная римлянами рабыня Муса. Видимо, она уговорила престарелого царя убрать с её пути нежелательных конкуренток. Затем она стала организатором очередного заговора, в результате которого Фраат был убит , а на трон возведен Фраатак (2 г. нашей эры - 4 г. н.э.). Вскоре Муса вступила с ним в брак и её портрет стал официально помещаться на одной стороне парфянских монет. Это было невероятное нарушение всех традиций и обычаев, поскольку парфянская знать не допускала женщин даже на пиры. Ничего удивительного в том, что Фраатак и Муса были вскоре убиты. Во главе Парфии оказывались попеременно то приверженцы старины, то римские ставленники, воспитанные в роскоши императорской столицы. Один из них не хотел ездить верхом, даже требовал, чтобы его носили на носилках, и не принимал участия в традиционных конских охотах. Казалось бы римляне полностью дискредитировали своего могущественного противника и конкурента. Однако антиримские силы вскоре взяли верх, опираясь при этом на традиционную поддержку кочевого тыла.
Парфия продолжала подвергаться нападению родственных Дахских племен. Борьба на два фронта отнимала много сил. Чтобы сохранить силы, Парфия идет на некоторые уступки Риму. С начала н.э. идет резкий подъем парфянской культуры. Вместо греческих легенд на монетах появляются парфянские письмена, выполненные на основе арамейского алфавита. Начинается сбор преданий и верований, делается попытка канонизировать «Авесту». Парфяне стараются избавиться от всего Эллинского. Особенно у парфянской знати вызывал неприязнь ставленник Рима. «Царь царей» Вонон, который отрешился от своих народных обычаев, то есть не любил охоты и шумных пиров, а самое главное не любил лошадей. Гордые степняки не могли простить этого своему царю, который считал их обычаи варварскими, предпочитая греческую культуру.
Представители знатных парфянских родов сделали ставку на зятя покойного царя Фраата IV - правителя Мидии - Артабана. С их помощью Артабан изгнал в 10 году н.э. Вонона и стал царем Парфии. С этого времени на парфянском престоле царствовали представители младшей ветви Арсакидов (Аршакидов).
На заключительном этапе (II - начало III веков нашей эры) в Парфянском государстве происходит значительное ослабление централизованной власти. С севера вторгаются кочевые племена, на западе столкновения с Римом не прекращаются. Маргианские цари получают значительную самостоятельность. Там уже выпускаются собственные монеты. Если в I веке до н.э. в Мерве чеканились монеты общепарфянского образца, то уже во второй половине I века н.э. чеканятся монеты местного «царя Санабара».
В 224 (226) году н.э. в битве с правителем Фарса (Персиды) Арташиром из рода Сасана пал последний парфянский царь Артабан V. Этот год считается годом гибели Парфянского государства, на смену которого приходит государство Сасанидов.
Роль Арсакидов (Аршакидов) в истории древнего Востока была значительной и род Арсакидов пользовался в Азии большим уважением, особенно у соседних народов. Довольно было быть Арсакидом, чтобы претендовать на какое-нибудь царство... Сами Арсакиды старались, чтобы на престолах соседних народов были их родственники.
Таким образом, кроме Персии, Арсакиды царствовали в Армении, Грузии, Агвании и у массагетов.
. Не исключено, что современные туркменские племенные подразделения мехинли и парылар - потомки древних парфянских племен. Академик Е.Атагаррыев ещё называет туркменское племя мурче как остаток парфян.
От парфян остались и топонимы, которые приводит лингвист С.Атаниязов. Это - Парав, Партав, Пурнуар и Пелверт.
В восточных и армянских источниках Арсакидов называли Аршаканами, а самого основателя династии Арсака I - Аршк I.
Позиции Парфии укрепились и на международной арене. На армянский престол сел парфянский царевич - это была новая династийная линия армянских Аршакидов или Аршакуни в армянском написании. Парфяно-армянские связи стали настолько тесными, что в армянском языке сохранилось много заимствований из парфянского.
В заключении необходимо отметить, что и в дальнейшем военные столкновения парфян с Римом неизменно продолжались. Многие римские императоры мечтали сокрушить Парфию и продвинуться дальше до сказочной Индии. Парфяне нередко проигрывали сражения, одно время римляне даже захватили Месопотамию, были разрушены царские гробницы Аршакидов. Но решающие успехи так и не были достигнуты. Значки и знамена римских легионов побывали восточнее Тигра лишь в качестве военных трофеев Парфии. Императорский Рим, пытавшийся подчинить своей власти весь тогдашний цивилизованный мир, наметил себе добычу не по зубам. Римско-парфянское противоборство было одним из наглядных примеров нереальности таких претензий на всемирную гегемонию. В этом заключалась историческая миссия Парфии, остановившая римскую агрессию на Востоке.
Не дав себя побороть римскому конкуренту, Парфия так и не сумела преобразовать свою собственную политическую нестабильность. В начале III века н.э. один из вассальских царьков, владетель области Фарс (Парс) в Юго-Западном Иране Арташир сын Сасана поднял «антиаршикидные силы». Произошла смена династии и Сасаниды приложили немало усилий, чтобы парфянский период остался в памяти поколений лишь как незначительный эпизод. Историки нового времени, конечно, знали о римско-парфянском противоборстве из римских хроник, но лишь археология позволила открыть в полном блеске парфянскую цивилизацию
Кстати сказать, судя по тщательным изученным скандинавским преданиям и археологическим раскопкам в Средней Азии, обнаружена древняя столица Парфянского царства Нисса, откуда мигрировали на северо-запад Европы высокие светловолосые парфяне (переселение Одина). С тех в Европе пор стали известны предки франков, англосаксов, норманнов.