• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • Советский Народ
    08-04-2024 11:36
    Мордва
    Мордва


       Мордва́ — финно-угор. народ, который делится на 2 основных субэтноса — мокша и эрзя. Самоназвания: мокшан - мокше´т (мокш.), эрзян — эрзя´т (эрз.). Этнические группы: эрзян — шокша, мокшан — каратаи. Также сравнительно недавно ещё существовали терюхане. Относятся к коренному населению Ц. России. Проживают в РФ, ок. 1/3 — в Мордовии, а также в сопредельных обл-х — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской. Верующие — в основном православные, есть также приверженцы народной религии (традиц. религия мокшан — мокшень кой), лютеране и молокане.


    Как представляется с официальной точки зрения - карта финно-угорских племён до расселения славян

       Каждый из 2-х основных морд. субэтносов имеют собственный язык: мокшане — мокшанский, эрзяне — эрзянский, оба они относятся к морд. подгруппе финно-волжской группы уральской ЯС, и имеют статус литературных. Считается признанным (но не доказанным – авт.) существование
    некогда единого мордовского пра-языка, который якобы лишь в сер. 1 тыс. н. э. распался на мокшанский и эрзянский. Лингвистами подмечено, что в языке эрзя преобладают заимствования из рус. языка, а в мокшанском — из тюркских (в основном татарского, чувашского). Оба морд. языка распадаются на ряд диалектов и смешанных говоров, локализованных в различных р-нах проживания мордвы. Морд. письменность существует со 2-й пол. 18 в., и в наст. время используют
    кириллицу, алфавит морд. письменности совпадает с русским.

       В большей степени мордвины являются представителями европеоидной расы. В то же время антропол. облик мордвы сильно дифференцирован у различных групп. Среди части мордвы-мокши
    распространён субуральский тип, характеризующийся относительной длинноголовостью и довольно высоким лицом в пределах уральской расы. Для большей части мордвы-эрзи характерен сурский тип атланто-балтийской расы, для которого характерны мезокефалия, относительно узкое лицо, но не столь высокое, как у сканд. типа. У нек. групп мордвы-эрзи и южной мордвы-мокши встречается с.-понтийский тип ц.-европ. расы, характерный также для великорусов Поволжья. Этот тип характеризуется длиной тела средней или выше средней, преобладающей
    мезокефалией, узким лицом, довольно часто встречаются волнистые волосы. Такие антропол. характеристики сближают морд. население с населением, оставившим Пьяноборскую к-ру, что неудивительно, поскольку морд. этносы населяют ныне эту территорию.

       И. Н. Смирнов в конце 19 в. описывал мордву следующим образом: мокша представляет большее
    разнообразие типов, чем эрзя; рядом с белокурыми и сероглазыми, преобладающими у эрзян, у мокшан встречаются и брюнеты, со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Рост обоих подразделений мордвы приблизительно одинаковый, но эрзяне, по-видимому, отличаются
    большею массивностью сложения (особенно женщины).

       Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (т. е. экзо-этнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропол. (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной к-ре. Точку зрения совет. этнографии о 2-х субэтносах не разделяет Финно-Угорская организация Эстонии (SURI), указывая, что эрзя и мокша являются разными народами: «Советская этнография утверждает, что эрзяне и мокшане — это субэтносы мордвы. Но учёные этой школы сами же противоречат себе, указывая, что ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют — само слово отсутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное — отсутствует само понятие «мордовский язык». Эрзяне и мокшане используют 2  разных языка, причём эрзяне и мокшане — т. н. «мордва» — не понимают друг друга». Это говорит об их разном происхождении.

       Обычно 1-м упоминанием экзо-этнонима «мордва» считается его форма Mordens в итинерарии (трактат «О происхождении и деяниях гетов») историка Иордана (6 в. н. э.). В нём среди народов В. Европы, которые якобы были покорены Германарихом Амалом к 375 г. н. э., упоминается народ морденс, который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географ. соседства с «меренс» (как считается - мерей). В. В. Напольских при этом замечал, что нельзя быть полностью уверенными, что под иран. экзо-этнонимом mordensin Miscaris скрываются именно мокша и эрзя (скорее, мишари – авт.). В 10 в. этот экзо-этноним упоминается визант. имп-м Константином Багрянородным в форме Μορδια в качестве географ. названия для локализации одной из
    пачинакитских (печенежских) фем. Распространённая гипотеза выведения данного экзо-этнонима из др.-иран. *mardχvār- или *mǝrǝtāsa- «людоед», а, следовательно — отождествления с андрофагами
    Геродота - признавалась М. Фасмером сомнительной. Согласно наиболее актуальной на сегодняшний день версии, экзо-этноним мордва происходит от иран. корня со значением «человек, мужчина» (ср. перс. mârd‎, ягноб. morti — от индо-иран. *mṛta «человек, смертный»). К тому же корню восходят слова мирьде (эрз.), мирьдя (мокш.) - «мужчина, муж», мурт (удм.), морт (коми) - «человек, мужчина». Разница в огласовке между этими словами и этнонимом объясняется разным временем
    заимствования и адаптацией в разных языках. Суффикс -ва присоединён-де уже рус. языком и носит оттенок собирательности (также как в этнонимах литва, татарва). Фасмер также приводит ругательство мордва́, относимое к евреям и детям, и слово мордва́н, употребляемое в значении «проказник», указывая на созвучие с мордова́ть. В «Словаре белорусского наречия» И. И. Носовича также присутствует ругательство мордва́, относимое к «шумному сборищу, особенно евреев», являющееся производным от глагола мордовать.

       Но есть и другая версия, отрицающая столь примитивное толкование этнонима.

       Терюхане (самоназв. — мордва (!)) — этническая группа мордвы (предположительно - эрзян), жили в 40 селениях Терюшевской волости Нижегородской губ. (ныне Дальне-Константиновский
    р-н Нижегородской обл.). Ныне полностью слились с рус. населением.

       Название терюхане — этно-хороним (этникон), связано с центром их расселения — с. Большое Терюшево и происходит, как предполагается, якобы от мужского имени (Те́ряй — Терю́хай — Терю́ш). Терюхане очень рано вступили в тесные контакты с русскими, но крещены были только в сер. 18 в., позабыв к этому времени эрзянский язык (если им владели вообще – авт.), сохраняя, однако, самосознание. Также до-христ. черты имела материальная и духовная к-ра терюхан,
    в частности одежда, орнамент, отличающиеся от других групп мордвы. Календарные, свадебные и похоронные обряды сохраняли целый ряд магических действий. Очень богат фольклор, особенно песенный.

       Ещё в 1920-х гг. насчитывалось 25 селений, населённых терюханами, но в течение 20 в. они
    полностью утратили этническое самосознание, окончательно влившись в рус. этнос.

       Могут быть древ. родичами азерб. теркавюн (другое название – борчало, т. е. ветвь ср.-век. болгар. барсилов/борчол), предков этрусс. Тарквиниев, восходящих к ю.-в. М. Азии или даже потомками болгар. барсилов, пришлых из Закавказья; причём этнос теркавюн считается «ханским племенем» среди карапапахов (кара-боркли), что, вероятно, происходит от названия др.-аморей. ханеев С. Месопотамии, осевших в древ. г. Терка. При этом интересно, что турец. (тюркское изначально) слово «мордов» означает болото. Т. о. не исключено, что предками их являются истор. дреговичи (учитывая, что белорус. «дрягва, дрыгва» - тоже «болото») – северные предки и Тарквиниев и теркавюн. И раз уж предки мокши, шокши и эрзи пришли в Поволжье с запада, из Прикарпатья и Закарпатья (см. ниже), то вполне вероятна такая же миграция и для терюхан-мордвы (т. е. «болотников») – быв. дреговичей.
    *


       При этом древ. страна 3 тыс. до н. э. Марту находилась к с.-в. от Вавилонии. А как раз во времена (6 в. до н. э.) перс. царя Кира (Кируша, Куруша), завоевавшего Вавилонию, в составе перс. союза было, вероятно, ИЕ племя мардов, причём их этноним как нельзя лучше соответствуют этнониму
    совр. с.-инд. маратхов. Более того, на Кавказе в истор. области Имеретия есть картвельская народность имеретинцев, причём в самой Вавилонии был г. Марад, а в Закавказье и доныне есть гг. Мардин и Мартуни. Т. е. где-то именно здесь и была база этих южных уже этносов. В Поволжье же фин. слово «морт, мурт» означает понятие «человек», а этноним «мордва» носит морд. народность
    тюркоязычных терюхан (см. выше). Т. о. именно терюхане и были той самой поволжской мордвой.

       Древней. упоминания о мокше и эрзе будто бы относятся к эпохе Геродота, который якобы упоминает их под именами андрофагов («людоедов»), отождествляемых с племенами Городецкой к-ры, и тиссагетов/фиссагетов, описывая их роль в скифо-перс. войне 516-512 гг. до н. э., которая якобы затронула всё население Поволжья (?) того времени. Однако, этноним «андрофаги» более соотносится с чувашским этнонимом анатри. А тиссагеты вообще локализуются в Венгрии, причём в них можно видеть предков чехов.

       Этнонимы мокша и эрзя в рус. источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624-1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с 18 в. Это объясняется тем, что русские-де воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, истор. соседствовавшие с мокшанами и эрзянами, не называли их общим этнонимом.

       В совр. морд. языках слово «мордва» как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в 18 в. известный рус.
    учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: «<…> называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их
    вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно
    ».

       На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к 2-м разным народностям указывали также акад. А. А. Шахматов и акад. Лепёхин И. И.: «Разность 2-х мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам — мокшанок; но всяк довольствовался своею породою».

       Петер Симон Паллас в нач. 19 в. отмечал: «Мордвины в Шадине, и во многих к реке Мокше, также в верхних местах Суры, а особливо на лесистой стороне находящихся деревнях, суть иного поколения, нежели живущие при реке Пьяной и в Нижегородской губернии. Они и сами себя отличают от оных, и присваивают себе особливое имя Мокша, в множественном числе Мокшадь… напротив того, происшедших от другого колена называют они Ерзад или Ердзат; и они сами себя также именуют…».

       Первоначально этноним «мордва» относили-ле только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём
    «Путешествии в восточные страны» в 1253 г. даёт следующее описание: «К северу находятся огромные леса, в которых живут 2 рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины». Однозначно, здесь идёт речь не об эрзянах, а о терюханах, восходящих к болгар. союзу барсилов.

       Роджер Бэкон в своём «Opus Majus» также отделяет мокшан («moxel») от эрзян: «К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом
    поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придет купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живёт некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета
    ».

       То же в конце 18 в. подтверждает и Иоганн Георги: «С того времени, как стали они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое скотоводство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и искусстве. Народ сей несет равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев».

       В работе Пашуто В. Т. также мокшане и мордва упомянуты как разные народы: «Бату был бы и рад закончить поход, но ему не дали этого сделать: Великий хан Угэдэй требовал продолжения завоеваний, да и соратники джехангира не желали целиком уступать ему славу полководца, хотели
    проявить себя в будущих кампаниях. В течение 1239 г. Бату позволил некоторым своим родичам предпринять небольшие рейды на мордву и мокшу, на уже разоренное Рязанское княжество, на Переяславль-Южный. Но откладывать большой поход он больше не мог, и в конце лета 1240 г. вторгся в Южную Русь. Собственно, Русь ему покорять было ни к чему, но через неё лежал путь в Венгрию, куда бежал половецкий хан Котян, с которым у монголов были давние счёты — ещё со времен войны Чингисхана с Хорезмом
    ».

       Из выступления дир-ра института гуманитарных наук Мордовии В. А. Юрченкова на Сафаргалиевских чтениях, ежегодно проходящих в Саранске: «Достоверно известно, что мокша, эрзя, буртасы, меря и мурома образовались после распада Городецкой культуры и являются родственными племенами. Если учитывать и этот факт, то становится ясно, что мордва не просто пребывала в составе др.-рус. государства в течение 10 веков, но и способствовала его образованию».

       О сходстве мокшан и мишарей писали адъюнкт Петербургского университета Х. Фейзханов и его коллега В. В. Вельяминов-Зернов, занимавшиеся исследованием истории Касимовского царства: «Наши благословенные мишари являются (по происхождению) финнами, однако они более близки к мокшам. В древней истории России мокши и мишари упоминаются друг за другом. Чуваши и черемисы упоминаются совместно отдельной группой. Наружность мишарей, в особенности, саратовских, имеет мокшанский вид: и в действиях и манерах они похожи на мокшанцев».

       Проблема с экзо-этнонимом, относящимся одновременно к 2-м разным народам, привела к
    многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в 12 в. происходили столкновения «русских» княжеств с мордвой, но последняя то воюет с рус. князьями Ярославом, а затем Юрием, то вступают с ними в союз. Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой г. Обранош, на месте которого теперь якобы стоит Нижний Новгород (? – скорее, ср.-век. Пронск – авт.) и рассчитывал на поддержку булгар. хана в борьбе с экспансией русских, в то время как мокшанский князь Пуреш являлся союзником князя Юрия, и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война.

       В большинстве случаев использование одного экзо-этнонима для 2-х разных народов и одного названия для 2-х разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России, так впоследствии, и в советское время использовались
    двойные этнонимы - мордва-мокша и мордва-эрзя - и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский, где приставки «мордва», «мордовский» по сути не несли никакой информационной нагрузки.
    *

       Тюштян (мокш. Тюштень, эрз. Тюштя; возможно, от кит. «тянь» - небо, аналог рус. Даждь-бога и кельто-ирланд. Дагды) - в морд. миф-ии – к-й герой, основатель светской власти, ц-ый герой  мокшанского и эрзянского героического эпоса «Тюштя», сын бога грома и войны Атямшкая и земной девушки Литовы, легендарный мокшанский  царь, многократно упоминаемый в устном народном творчестве мокшан. С его именем связаны представления о возникновении, становлении и гибели древ. объединённого мокшанского и эрзянского государств. Имеет мифол. и собственно истор. атрибуцию, соединяет космогонический миф о сотворении мира с эпическими песнями и сказаниями.

       Согласно легендам, записанным исследователем Тамбовского края И. И. Дубасовым, Тюштян жил на зубово-полянской земле — в лесах рядом с мокшанским пос. Ширингуши.

       Тюштян представлялся как пахарь-богатырь. Так описывается наряд Тюштяна в эпической мокшанской песне: «Белее снега его рубашка, вышитая красной ниткой. Позолочен его сюлгам,
    из серебра соткан пояс. Через плечо медвежья шкура перекинута, красивой пуговицей прикреплена. Справа медная труба подвешена, с левой стороны топор
    ». По поверьям мордвы, Тюштян мог послать неурожай и стихийное бедствие. Полагали, что если он вновь выступит против своих врагов, то начнется последняя война, которая погубит мир. Языческая мордва устраивала специальные пиры — братчины, называемые тюштянами, и зажигала обрядовую свечу, которая также именовалась тюштян, поминая древ. правителя.

       По преданию, когда Нишке создал землю, леса, луга, то увидел, что поваленные деревья в лесу остаются неубранными, а луга некошеными. Тогда он и создал народ эрзя. Эрзяне сильно умножились — возникло целых 7 селений — и стали они спорить из-за земли: не могут разделить лес, не могут косить луга. Тюштян, который мог пахать на 24 лошадях 7-ю плугами, на совете 7-ми старейшин эрзи был избран эрзянь кирди («правителем эрзи») или инязором (ине — «великий» (сравн. чуваш. «Ень», греч. Ион, шумер. Ан(у) – бог неба); азор — «хозяин, господин»; это слово восходит к индо-арий. и индо-иран. божественному титулу асура, ахура). Он согласился поделить угодья, если получит священный знак: сухая палка, воткнутая в землю, должна зазеленеть во время его пахоты (! аналогич. мотив есть в миф-ии Эллады – авт.). Тюштян стал справедливым правителем; при помощи колдовства и богатырской силы он одолевал врагов мордвы, мог заставить расступиться волны моря (!), взмахнув палкой или платком. Время его правления — Золотой век.

       В эпосе этот истор. период обозначается «Тюштянь пинге» («век Тюштяна») и описывается как время, когда рождались одни мальчики, народ свой он поил мёдом, и народ доволен избранным  оцязором (оцю — «большой», азор — «хозяин»; цезарем – авт.), а оцязор доволен руководимым народом.

       Существовала ошибочная версия, что образ Тюштяна сформировался в 1-е века феодализма и время его деятельности — эпоха образования эрзянского и мокшанского этносов и период начала рус. колонизации. Согласно этой версии, истор. персонаж Тюштян жил в сер. 13 в. и умер ок. 1250 г. Однако, как известно, в 1-й пол. 13 в. каназором (царём; от тюрк./рус. - «хан/князь») объединённых мокшанских княжеств был Пуреш, эрзяне были объединены под началом инязора (царя) Пургаса и находились в состоянии войны вплоть до прихода Батыя в 1237 г. В этот период никакого союза между ними предполагать нельзя. Золотой век — времени правления Тюштяна относят к периоду - между 4 и 8 вв. Земли, упоминаемые в преданиях охватывают бассейн рр. Мокши, Суры, Цны, Хопра.

      Зацветшая ветвь в руках правителя — широко распространенный символ «священного царя» (такой «Золотой ветви» посвятил свой знаменитый труд Дж. Фрэзер). Власть священного царя благословлена свыше и простирается не только на людей, но и на силы природы, плодородие. На морд. миф якобы повлиял библ. рассказ (скорее, библ. сюжет появился под влиянием ариев-переселенцев на Б. Восток) о жезле Моисея, которым он заставил расступиться волны Чермного моря, и жезле Аарона. Когда нужно было выбрать первосвященника из представителей 12 колен, все они оставили свои жезлы в Скинии Завета: наутро оказалось, что жезл Аарона зацвел. Эта традиция нашла продолжение не только в чеш. легенде о призвании правителя Пшемысла: когда чехи решили избрать себе князя, они обратились к пахарю Пшемыслу. Палка, которой он погонял своих волов, зацвела, что и стало знаком его избранности.

       По мифам мокши, Тюштень-оцязор (ещё один титул - каназор — от тюрк./рус. - «хан/князь») обитает на восходе солнца на вершине горы (характерный образ свящ. царя на Мировой Горе, близкий образу обско-угор. Нуми-Торума), в серебряных палатах в золотой одежде. Он руководит собраниями народа, строит города (в нек. песнях — даже столицу совр. Мордовии Саранск).
    Однако ему пришлось покинуть землю, когда враги (ногайцы) одолели его: подобно шаману, он поднялся на большое дерево и оттуда вознесся на небо. Согласно другим легендам, он ушёл со своими людьми за море, которое расступилось от взмаха его платка или жезла, как перед библ. Моисеем.

       Когда Тюштян стал чувствовать приближение смерти, он обратился к сородичам за советом: умирать ли ему при всем народе, или уйти, скрыв свою смерть. Народ не хотел видеть смерти
    правителя, и Тюштян ушел, оставив народу медную трубу — тораму: ветер заставлял трубу издавать звуки, которые должны были свидетельствовать о том, что вождь жив и дух его — с народом.

       По другому преданию, Тюштян возгордился, пируя со знатью и богачами, а тем временем рус. царь захватил морд. землю. Вещие птицы — ласточки бьются в окна палаты Тюштяна и сообщают ему
    роковую весть. Но гордец не верит в поражение: скорее щука, приготовленная к его столу, будет вновь плавать, а жареный петух запоет. Тут и происходит чудо: щука пускается плавать в меду, а жареный петух захлопал крыльями и закукарекал…

       Тем временем происходит другое чудо: 70-летняя бедная вдова рожает младенца с каменным теменем, серебряными пятками, на лбу у него солнце, на затылке — светлый месяц, на концах волос — звезды. Мать качает его в колыбели и хочет, чтобы он обладал умом правителя — Тюштяна. Об этом рождении узнает старый Тюштян от своей вещей вороны с железным клювом. Он покупает младенца у бедной вдовы, замуровывает его в бочку и пускает её по волнам. Но бочку прибивает к берегу, и царь в чужой стране усыновляет младенца. Тот вырастает и идет войной на Тюштяна. Старый правитель вынужден бежать за море.

       Оба предания об уходе Тюштяна напоминают уход карело-фин. культурного героя Вяйнямёйнена. В «Калевале» Леннрота есть даже эпизод, где Вяйнямёйнен оставляет народу свое кантеле, как Тюштян — трубу. С др. стороны, это – аналогия иран. мифа об Йиме (Джемшиде). Из таких источников А. С. Пушкин черпал темы для своих сказок.

      Тюштян — к-й герой, фигура, переходная от миф-ии к истории. В рукописном сборнике 17 в. сохранилось рус. предание о начальной истории мордвы. В устье Оки, где ныне стоит Нижний Новгород, жил знатный и могущественный мордвин по имени Скворец. Его товарищем был другой могучий мордвин — Соловей: с ним-де сражался сам Илья Муромец. У Скворца было 18 жен, которые родили ему 70 сыновей (это число — библ. число народов). Они пасли свои стада и водили их на
    водопой к Оке, где в пещере обитал чародей Дятел. Его и спросил Скворец о судьбе своих детей. Дятел ответил, что сыновья его будут долго владеть мордовскими землями, если будут жить в мире; если же они поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят здесь город-камень. Дятел умер в глубокой старости и был похоронен с почестями на том месте, которое с тех пор стало
    именоваться Дятловы горы. Умер и Скворец, завещав сыновьям жить в мире. Те блюли заветы отца, но их потомки, размножившись, стали враждовать. Тогда их прогнал со своих земель рус. князь Андрей Боголюбский, князь же Юрий Всеволодович в 1221 г. основал на Дятловых горах Нижний Новгород.

      Странные птичьи имена ср.-век. мордовских героев отражают реальный и древний морд. обычай: у некрещеной мордвы был обычай давать подобные имена — Торай (Гусь), Тырпыр (Дикий голубь) — восходящий к тотемической древности. Вспомним хитрого Егора Петуха, победившего смерть, воршудные имена у удмуртов и т. п. Такой же обычай был у предков великорус. народа. Потому что у них всех арий. предки.

       По предположению А. И. Маскаева, само имя «Тюштян» использовалось как титул правителя. Вероятнее всего в разных фольклорных источниках говорится не об одном, а о неск. правителях.

       По предположению И. А. Бессонова, эпос о Тюште имеет преимущественно мифол. происхождение и связан с преданиями о чуди, распространенными среди многих финно-угор. народов. Якобы Тюштя, первоначально фигурировавший в преданиях как правитель древ. чуди, народа, существовавшего до появления совр. поколения людей, позднее был переосмыслен как эпический князь эрзян или мокшан. Нек. параллель подобному развитию образа представляют собой коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше, который одновременно изображается как «чудской князь» и древ. правитель народа коми.

       Большинство песен и преданий о Тюштяне записаны в 19 в. в связи с возросшим интересом к изучению фольклора и этнографии народов, населяющих Россию. Значительная часть преданий
    сохранилась среди мокшан и эрзян Заволжья. Интерес к «золотому веку» — времени правления Тюштяна был обусловлен тем, что он содержит богатый материал по рус.-мокшанским и рус.-эрзянским отношениям, в нём говорится о столкновении между русскими и мокшанскими, эрзянскими князьями, об истор. судьбе предполагаемого союза мокши и эрзи. По мнению А. И. Маскаева, нек. дореволюционные исследователи эрзи и мокши, и устной поэзии данных народов представляли Тюштяна правителем, доказывающим своё княжеское происхождение и право на власть вызовом
    предзнаменований. Основные противники Тюштяна, согласно преданий — хан Сарда (Сартак?), русские князья, Владимирская княгиня, эрзянский царь, рождённый от 70-летней вдовы.

       В «Мастораве» А. М. Шаронова эпос о Тюштяне представлен 7-ю сказаниями. В них рассказывается о важнейших событиях в жизни знаменитого героя. Предшественниками Тюштяна являются Кудадей и Тёкшонь. Биография Тюштеня в «Мастораве» — череда совершаемых им общественно-политических мероприятий, семейно-бытовых поступков и воинских подвигов.

       Имеет 2 генеалогические линии развития. В 1-й — при достижении старости возносится на небо, к родителям, оставив в память о себе на земле медную трубу — тораму, вещающую его волю. Во 2-й — под натиском рус. князей с частью народа уходит на новые земли, дарованные царём Китаем, перейдя через большую водную преграду (возможно, с западного берега Волги на восточный).

       Основные сюжеты о Тюштяне — избрание его оцязором, бой с иноземным противником, убийство чудесно-рождённых соперников, вознесение на небо, уход с народом на новые земли. В эпосе названы верные помощники Тюштяна — Келу (Священное дерево Берёза), Атямшкай (Бог
    грома), Иненармонь (Великая птица), Кранч Каназор (Чёрный Ворон с железным клювом), Акша Локсти (Белый Лебедь), Мешаване (Пчелиная Матка).

       Зная истоки в.-фин. мифологии, можно предположить, что  Тюштень/Тюштян является к-м героем ещё арий. народов, живших здесь 5-3,5 тыс. л. н.
    *

       Вытеснившие скифов сарматы пришли как завоеватели и подчинили себе якобы в Поволжье, часть мокшанских кланов, однако вследствие своей малочисленности не смогли далеко распространить свою власть. Как представляется в офиц. версии, в нач.-сер. 1 тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги «сформировались» племена мери, мокшан, муромы и эрзян. Племена Городецкой к-ры испытывают сильное влияние племен Пьяноборской к-ры, которые в нач. н. э. продвинулись в З. Поволжье. К этому времени поздне-городецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К нач. 2-й пол. 1 тыс. н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди
    погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком (в целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на север и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска. На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян. В процессе своего развития как мокшане, так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными.

       Интересно, что после болгар. «царя» (бёри-тархана) Бориса I (852-889), введшего христ-во в Великой Болгарии и принявшего «христианское» (!) имя Михаил, его «старший сын» (т. е. подданный) Владимир-Расате (889-893) пытался вернуть Болгарию к язычеству. Его сместил «младший брат» Симеон Великий (893-927), с 913(919) принявший титул «царя болгар и греков». При этом стоит вспомнить, что принятие ислама балтаваром/эльтебером Волжской Булгарии Аль-Мушем/Аль-Мошем/Аль-Масом (от «аль-Мош», т. е. то ли из Мёзии, на землях которой находится совр. балкан. Болгария, то ли от «аль-Мокш», т. е. «из Мокши» или «из Москвы»? – авт.) приходится на 922 г., т. е. уже на время правления христ.  «царя болгар и греков»  Симеона Великого («имя» которого можно связать с израиль. «коленом Симеона/Симона» и дин-ей Саманидов, а также хазар. г. Семендер), «младшего брата» язычника Расате-Владимира и «младшего сына» принявшего христ-во Бориса-Михаила. Этот период продолжался от 852 г. (воцарение Бориса, т. е. бёри-тархана) и 867
    г. (принятие христ-ва) до 927 г. (смерть Симеона). Именно в это время и мог произойти распад единой Велико-Болгарской державы. Но, что любопытно, имя хана Расате близко не только др.-греч. эпическому имени Орест и названию Ростова Великого, нек. время входившего в состав «Волжской» Булгарии, но и этносу эрзя (мн. ч. - эрзя'т), ещё во 2 в. н. э. отмечавшегося под именем арсиитов/арсиэтов где-то в Прикарпатье, или неск. восточнее. Отмечен он и на С. Кавказе, где есть вайнахский субэтнос орстхой, существующий как отдельно (в т. ч. теперь и за пределами России), так и в составе ингушей (до 35%) и чеченцев (до 10%). Но это – тема отдельная, которую я рассмотрел в своей ст. «Кавказский след в русском вопросе». Впрочем, до 17-18 вв. об этом этносе практически ничего не известно. Можно добавить, что с ним консолидировался тайп мержой, в котором можно видеть с.-кавк. родичей в.-европ. племени меря (более того, этот этноним близок названию ср.-век. британской пров. Мерсия). Но там же, на С. Кавказе, в среде адыгских племён есть и этнос махошевцев (самон. – махошъ), генетически связанный с мордовским этносом мокша, ранее известным гораздо западнее, как и арсиэты, где-то в Паннонии. В их общих предках можно видеть др.-мидий. племя магов, пришедшее то ли с С. Кавказа, то ли с Балкан. п-ова (что более вероятно). Таким же образом среди вайнахов оказались потомки в.-европ. берендеев – тайп варандой, наличествующий также у терских казаков (аграханцев).

       Позже мокшане принимают участие в судьбах Хазар. каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и
    Рязанского, а эрзяне - в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода. По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка, мордвины некогда испытывали к-рное влияние соседствовавших с ними в разное время сармат, гуннов, германцев, литовцев, венгров, хазар, хантов, а позднее - татар и русских.

       С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от русских племён. Русизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью Московского княжества. До сер. 20 в. многие эрзяне и мокшане сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культуро-образующему. Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как русские, численно
    превосходящие мокшу и эрзю, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на приходящих русских. «По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье — индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индо-иранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и
    арийских племён
    » [«От Скифии до Индии». Стр. 99]

       Согласно археол. данным, мокшане–де населяли в период своей древней. истории земли в верхнем течении р. Дон до Мокши и Хопра, а эрзяне — бассейн Волги и Оки; далее на восток они расселились уже в позднейшее время, главным образом отступая от русских. К ю.-в. от Москвы встречается большое количество топонимов, напоминающих о том, что эти края являются истор. землями мордвы: Мордвес, Макшеево (Веневский р-н Тульской обл.), Мордово (Мордовский р-н Тамбовской обл.), Мокшан (Мокшанский р-н Пензенской обл.), Мордвиново (Сасовский р-н Рязанской обл.) и т. д.

       В походе Ивана Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и мещёрой. После походов на Казань Ивана IV в 1540 гг. мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды присягнули на верность Московскому князю. После завоевания Казани
    часть эрзянских земель была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались монастырям и помещикам, главным образом с целью обращения местного населения в христ-во. Рядом с рус. помещиками владели землями мещёрские и мокшанские знатные роды, перешедшие в христ-во и сохранившие свой титул (например, князья Баюшевы, Разгильдеевы, Еникеевы, Мордвиновы и мн. др.). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате земель и в обложении местного не-рус. населения тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мордвы во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи 1-го самозванца и до Пугачева), а также бегства на восток. Эрзяне принимали активное участие в восстании Степана Разина, а позже - и мокшане, и эрзяне — в восстании Емельяна Пугачёва.

       Уже в 1-й пол. 17 в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в 18 в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губ-ям. Оставшиеся на прежних местах все более и более подвергались обрусению, в основном из-за насильственного массового крещения (особенно в 1-й пол. 18 в.). Новообращенные не понимали новой религии, а более ревностные язычники срывали с
    себя кресты и уничтожали иконы; тогда против них отправлялись войска, и виновные наказывались и даже приговаривались за святотатство к сожжению (Алёна Арзамасская). Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христ-ми понятиями форме, повторились у эрзян в
    нач. 19 в. («Кузьма Алексеев»).

       Мокша и эрзя всё более подвергалась обрусению, однако за Волгой, на новой почве, это обрусение шло медленнее, чем на коренных землях мордвы: среди эрзян развиты раскольничьи секты
    «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан» и др. В коренной области мокшан обрусение также сделало крупные успехи: многие селения утеряли свои прежние названия, и их нельзя отличить от русских. Более стойко удерживает мокша свои особенности на севере Пензенской губ-ии, в уездах Краснослободском, Наровчатском и Инсарском; но и здесь группы их селений, окруженные русскими, все более подвергаются рус. влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, истребление лесов, отхожие промыслы и, наконец, школа.





       Э́рзя/эрзя́не (эрз. - эрзя'т) — этническая группа мордвы, составляющая большую часть
    этого народа, или отдельный народ наряду с мокшей.

       Эрзяне проживают в бассейне рек Мокша и Сура, а также Волги и Белой, к с.-з. от мокшан,
    на территории совр. Рязанской и Нижегородской обл. Язык — эрзянский  финно-волжской подгруппы уральской ЯС. Внешне не отличались от русских. Имели своих князей. Были в основе язычниками, но
    имелись и православные, хотя меньше, чем у мещёры.

       Главным народным праздником эрзян является всенародное моление — Раськень Озкс, которое проводится во 2-ю субботу июля, в с. Чукалы Больше-Игнатовского р-на Республики Мордовия (ежегодно проводится Велень Озкс, раз в 4 года Всеобщий Раськень Озкс).

       В 961 г. некое племя арта упоминается хазаро-иудейским пехом Иосифом в качестве народа,
    платившего ему дань. Совр. энтузиасты связывают это упоминание с эрзянами. О народе Arsaja/Ersaja, царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец», сообщал араб. географ и путешественник ибн Хаукаль (10 в.). Однако этот народ
    рассматривается как группа русов. Об эрзянах (арджаны), как и о мокше, сообщал иран. ученый Рашид-ад-дин (нач. 14 в.); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 г.

       Рядом с эрзей находится и г. Рязань (Эрзянь, татар. – Урзан), где и помещают истор. народ артанов/арджан, т. е. эрзян собственно.

       В раннем средневековье эрзяне — народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Под давлением переселявшихся русских отступила на восток к совр. Арзамасу (название которого близко древ.-«армянскому» г. Арсамея (Аршамашат)).

       Столкновения русских с эрзянами начались с 1103 г., когда в летопись занесено известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на эрзян: «бися Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав». В 13 в. русские стали одолевать «поганскую мордву» (эрзян), особенно после основания Нижнего Новгорода. В 1120 г. возобновилась борьба за устье Оки и эрзянскую крепость Обранош. В 1121 г. Обранош был сожжён владимирскими князьями, а ниже по течению основан Нижний Новгород.

       Пургасова волость являлась эрзянским государственным образованием. Лаврентьевская летопись сообщает, что муромский князь «Юрий» (Гюргий, Георгий) Давыдович: «вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавшее Гюргеви молодци…». Там же: «…Пришла мордва с Пургасом к Новгороду (Нижнему – авт.) и отбились от них новгородцы; они же зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне города; в тот же день и отъехали прочь, захватив многих своих убитых. В то же лето Пурешев сын с половцами победил Пургаса, и перебил всю мордву и Русь Пургасову, а Пургас едва бежал с малым отрядом». Энциклопедия
    Кирилла и Мефодия также называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем: «…В то время как войска Улуса Джучи совершали первые 2 похода на Волжскую Булгарию (в 1229 и
    1232 гг.), суздальские войска громили главного союзника булгар — мордовского князя Пургаса
    ». Это происходило как раз тогда, когда суздальцами была сожжена Рязань, выходцем из которой и был легендарный Евпатий Коловрат. В 1230 г. Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын  мокшанского царя Пуреша Атямас вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову «Русь».

       Тюрк. источники именуют именно этот народ урусами Поволжья (в отличие от урусов Кавказа).

       В 1237-1239 гг. эрзянская земля была полностью разорена Батыем. Татар. нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татар. мурзам. В отличие от мокши, признавшей в 1237 г. зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступают на север в леса и оказывают монг. войскам сопротивление.

       В 1377 г. эрзяне помогли ордынскому царевичу Арапше неожиданно напасть на р. Пьяне на нижегородцев и войска московского князя Дмитрия Ивановича, тем самым способствовав их разгрому и разорению татарами Нижнего Новгорода. Вслед за этим эрзяне предприняли грабительский набег на окрестности Нижнего Новгорода, но на пути домой были разбиты Борисом Константиновичем, князем городецким. Зимой 1377/8 гг. Борис с суздальской и московской помощью предпринял удачный ответный поход в земли мордвы (эрзян).

       Рус. колонизация и подчинение эрзян нижегородским и московским князьям шло постепенно, начиная с конца 14 в. После переноса столицы Суздальского княжества в сер. 14 в. в Нижний Новгород, эрзя попала под власть Суздальского княжества и нек. часть её приняла христ-во, а
    другая часть отступила дальше на восток, проникнув в 17 в. в Заволжье и Ю. Приуралье, где столкнулась с ногайцами и калмыками. Создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей сделало возможным дальнейшее продвижение эрзян на Урале. Многие эрзянские поселения на Урале появились после проникновения сюда рус. населения.

       Мокша/мокшане (мокш. - мокше'т) — этническая группа мордвы, говорящая на одном из 2-х
    мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угор. ветви; иногда выделяют как отдельный мордовский народ наряду с эрзянами. Южного происхождения. Изрядно смешались с соседями.

       По данным переписи 1989 г. в республике Мордовия проживало 180 тыс. мокшан, остальные проживают за её пределами, в различных областях и республиках Ц. России, Поволжья и Сибири. Крупные диаспоры мокшан также существуют в Эстонии, Австралии, США. Большинство мокшан
    исповедуют православие, есть также лютеране и приверженцы традиционной религии (мокшень кой). Мусульманские женщины мокши одевались по татарскому обычаю. Язык постепенно тюркизируется.

       О мокшанах (Moxii), как отдельном народе и их стране (Moxia) говорится в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану».

       В конце 4 в. н. э. значительная часть мокшан присоединилась к гунн. союзу (Хайландурк), они участвовали в разгроме Остготского королевства в 377 г. н. э. а затем достигли Паннонии. Снаряжение боевого коня у мокшан, в частности удила и псалии совпадают с ранними образцами
    конского снаряжения гуннской эпохи, их аналоги найдены также в памятниках В. Европы и Кавказа. В источниках 13 в. мокшане упоминаются среди тогдашнего населения Паннонии и Богемии. Мокшанские княжества Окско-Донского междуречья (?) в этот период находились в союзе с гунн. гос-вом Гунивар. В царствование Аттилы паннонские мокшане были частью его войска в походе на Рим. Археол. данные подтверждают, что границы мокшанских земель не менялись с 4 по 8 вв. н. э. К
    этому периоду относят время Золотого века и правление легендарного Тюштеня, вставшего во главе союза, объединявшего мордовские племена и, вероятно, другие в.-фин. народы. Ок. 450 г. н. э. мокшане формируют союз с аланами в Поволжье, якобы известный впоследствии под именем буртасы (др.-киргиз. буруты, предки казахов-бортэ). Здесь можно предположить даже, что летописные меркиты (потомки древ. миргетов), укравшие жену Темучина – ветвь истор. народа меря, поскольку на самом деле истор. «монголы» жили гораздо западнее, нежели нам рисует официоз, но восточнее башкир.

       В 9 в. Буртасское княжество становится вассалом Хазар. каганата. В 965 г., как свидетельствует ибн-Хаукаль, болгарский князь (точнее, бёри-шад – принц крови, не имеющий права на престол) Святослав нанёс удар по союзникам хазар, взял Саркел, Булгар и вышел к Семендеру. 2-мя годами позже он взял Итиль. К нач. 10 в. царь Волжской Булгарии Ал-Муш сосредоточил в своих руках сбор и уплату хазар. дани. Приняв ислам, он заручился поддержкой багдадского халифа Муктадира и основал торговую факторию в устье Оки. В связи с этим в 985 г. киевский князь Владимир предпринял поход на Булгар. В 1006 г. между князем Владимиром Крестителем и очередным царём Ал-Мушем (такой известен ещё в 922 г., когда Волжская Булгария приняла ислам) был заключён договор о торговле и на Волге установился «вечный мир», продлившийся 80 лет. В 1220 г. владимирский князь «Юрий» (Гюргий) Всеволодович предпринял поход на Ошель и потребовал сокращения влияния булгар на Пургасову «Русь», с которой они находились в союзе. Пургас и Пуреш находились в состоянии постоянной войны, при этом Пургас рассчитывал на поддержку булгарского хана, в то время как царь Пуреш являлся ратником князя Юрия. К 1226 г. относятся походы рус. князей на буртасов, союз алан и мокшан. В 1226-1232 гг. Юрий Всеволодович провёл ряд удачных
    походов в земли буртасов. В 1229 г. булгары выступили в поход против царя Пуреша, однако узнав о разграблении Пургасовой «Руси» владимирскими князьями, повернули назад. В 1230 г. Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын  Пуреша Атямас вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову «Русь». Согласно Лаврентьевской летописи летом 1229 г. разорил Пургасову волость: «Победи Пургаса Пурешев сын с половцы, и изби мордву всю и Русь Пургасову, и Пургас утече вмале».

       Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина, 4 сентября 1236 г. сыновья Джучи - Бату, Орда и Берке, сын Угедей-хана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена. Война закончилась 23 августа 1237 г. поражением мокшан в битве у Чёрного леса недалеко от границы c Рязанским княжеством. Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад. В начале 1241 г. монг. войско перешло через Карпаты и вторглось в Польшу. Роджер Бэкон в своей работе «Opus Мajus» упоминает, что мокшане находились в авангарде монг. войска и участвовали во взятии Люблина и Завихоста. По утверждению Бенедикта Полоне мокшанское войско понесло значительные потери во время взятия крепости Сандомир в феврале и Кракова - в марте того же года. По свидетельству Гийома де Рубрука и Роджера Бэкона, мокшане тайно вели переговоры с немцами и богемами и ждали случая перейти на их сторону, т. к. с их помощью надеялись избавиться от навязанного им союза с ханом Бату. Предположительно 8 апреля Пуреш тайно встретился с Генрихом Благочестивым и сообщил об утреннем выступлении монголов и о своём намерении перейти на
    сторону силезов. В тот же день Пуреш заявил Субэдэю, что его воины устали и выступить утром не смогут. Субэдэй узнал о заговоре и предложил войску Пуреша сдать оружие и располагаться на отдых, однако ночью по его приказу сам Пуреш и часть его войска были перебиты спящими,
    остальные бежали.

       В 13 в. мокшан покорил ордынский князь Елортай Темиров, и с той поры ими правили его потомки.   

       Известные исторические личности мокши:
    Тюштень — легендарный к-рный герой и полководец, последний царь мокшан, стоявший во
    главе объединённого мокшанского гос-ва.
    Селик - национальный герой, основатель Селиксы.
    Пуреш (1190? — † 9 апреля 1241) -  мокшанский царь (каназор), полководец, глава ранне-феод. политического образования мокшан (в рус. источниках упоминается как «Пурешева Волость»), объединявшего ряд княжеств. Имел сына Атямаса и дочь Нарчатку. В рус. летописных сводах 12-13 вв. Пуреш упоминается как современник эрзянского Пургаса и его основной соперник. Земли, объединённые под властью Пуреша, включали бассейны рр. Цны, Вада, среднего течения рр. Мокши и Суры. Одержал ряд побед в войнах с рус. княж-ми (?). С 1220 г. — союзник Владимирского князя Юрия в войне с Пургасом эрзянским и булгарским балтаваром Ал-Мушем за устье Оки. Поддерживал союзнические отношения с половецким ханом Котяном. Нашествие монголо-татар в сентябре 1236 г. поставило Пуреша перед выбором, т. к. его владения, расположенные в лесостепной зоне, были открыты для монг. конницы. Приняв предложение Батыя, Пуреш стал его вассалом. Ради спасения своего народа вместе со своим войском принял участие в Западном походе монголов. В нач. 1241 г.  войско Пуреша участвует во взятии Люблина и Завихоста в качестве авангарда монг. армии. Во время осады крепости Сандомир в феврале и Кракова в марте 1241 г. мокшане терпят значительные
    потери. Накануне битвы при Легнице Пуреш тайно ведёт переговоры с Генрихом Благочестивым о переходе на сторону немцев и богемов, надеясь выйти из-под власти Батыя при их поддержке. После тайных переговоров 8 апреля 1241 г. Пуреш отказывается воевать с немцами, ссылаясь на большие потери и говорит Субэдэю, что его воины устали. Субэдэй велит отвести мокшанское войска в тыл на отдых и сдать оружие вставшим на их место. Воинам Пуреша он обещает дать новое оружие, которое
    доставляли обозами из тыла. В ночь на 9 апреля монголы перебили многих из них спящими. Первыми были убиты каназор Пуреш и его сын Атямас. Те, кому удалось бежать, вернулись в земли мокшан и сообщили Нарчатке, дочери Пуреша, о том, что произошло. Нарчатка, во главе собранной ей армии, опустошила тылы монголов. Считается, что следующим этапом противостояния стало Золотарёвское побоище.
    Атямас (? —  † 9 апреля 1241) - сын и наследник мокшанского царя Пуреша, брат Нарчатки, полководец. В нач. 1241 г. вместе с Пурешем участвует в Западном походе монголов. Убит монголами в ночь на 9 апреля 1241 г.
    Нарчатка (1210? — 1242) - мокшанская (по альтернативной версии - буртасская) княжна-воительница, героиня войны с монголами. Согласно легендам, дочь и наследница царя Пуреша,
    сестра Атямаса, которая во главе собранной ей армии опустошила тылы монголов осенью 1242 г. Следующим этапом противостояния, согласно этим легендам, стало Золотарёвское побоище. Погибла на р. Мокша. В эпосе «Масторава» женщина-богатырь (так хан Батый назвал царицу Нарчатку) противостоит превосходящим силам противника и предпочитает плену смерть, стремясь переплыть реку вместе со своим боевым конём. Вот как об этом повествует одна из легенд: «Наровчат был ее главным городом. Когда пришел с войском татарский хан Тагай, то она сама вывела против него свои войска, но была разбита и, спасаясь от плена, бросилась на коне в реку Мокшу, в самом широком ее месте, около Пенясевой заводи. Усталый конь не мог переплыть реку с тяжелой вооруженной
    Нарчаткой и потонул вместе со всадницей
    ».



       В 1990 г. пензенский педагог, историк, археолог и краевед Виталий Иванович Лебедев опубликовал легенду, которую записали в р-не Наровчата туристы завода «Пензахиммаш»: «Тогда здесь правила вдова мордовского князя Пуриша – Нарчатка, – говорилось в ее тексте, – в память о которой и был назван город. Кочевники шли на Русь, уничтожая или угоняя в плен все население... Тонкий ледок уже покрыл неторопливые воды Мокши, когда на ее берегу собрался двухтысячный отряд мордовских воинов и вступил в бой. Отважно бились воины Нарчатки, но тысячи монголо-татар все плотнее окружали их... Батый приказал взять ее в плен живой. Когда Нарчатка поняла замысел врага, она прямо на коне бросилась с высокого берега в Мокшу. Лед треснул, и только черная полынья осталась на том месте. Говорят, что Нарчатка стала русалкой». Ещё одна легенда рассказывает: «Жила мордва, и правила ей вдовая княгиня Нарчатка. Мордва охотилась, землю обрабатывала, в лесах борти с пчелами водила помногу. Но пришла лихая година – татары пришли воевать мордовскую землю. Не сробела княгиня, собрала свое войско и вышла воевать с татарами. Сильно и долго бились–сражались. Дело было зимой, сражались на льду, на реке Мокше. Одолели
    татары мордву – почти все мордва полегли. Как увидела Нарчатка, что погибло ее войско, не смогла стерпеть и бросилась с конем в прорубь. И утонула
    ». 

       Этнограф В. А. Ауновский писал, что монеты с изображением Нарчатки встречаются в украшениях головных уборов мокшанок.

       В год 650-летия с. Наровчат, 27 сентября 2011 г. вблизи территории села был торжественно открыт
    памятник легендарной царице Нарчатке. Монумент представляет собой бронзовую скульптуру
    девушки, одетой в воинские доспехи, со щитом и мечом в руках, стоящую на берегу реки, где когда-то было поместье царицы Нарчатки, и взирающую на город. Автор монумента — пензенский скульптор Николай Береснев.
    Тебя сжигали недруги твои,
    Ты умирал не раз в кровавых схватках,
    Но сквозь века промчалась в наши дни
    На белом скакуне твоя Нарчатка...
    В. А. Поляков
    Мокший (1300-е гг.) - киличей Великого князя московского Дмитрия Донского.
    Кижеватов Андрей Митрофанович (1907-1941) — защитник Брестской крепости, Герой Советского
    Союза (посмертно).
    Девятаев Михаил Петрович (1917-2002) — военный лётчик, герой ВОВ, знаменитый своим побегом из концентрационного лагеря на о. Узедом на угнанном им самолёте.

       Итак, в гуннскую эпоху мокша ещё населяла Ц. Европу. Следовательно, со многими фин. племенами где-то здесь первоначально существовала и сама финноязычная общность целой группы совр. фин. народов.

       Шокша — этническая группа эрзян. Язык — шокшинский диалект эрзянского языка финно-волжской подгруппы уральской ЯС.

       Шокша проживает в 15 н. п. Теньгушевского р-на Мордовии (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково,
    Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нараватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и в 5 Торбеевского р-на (Дракино, Кажлодка, Майский, Федоровка, Якстере Теште). Общая численность составляет ок. 10 тыс. человек.

       Находясь длительное время в близком соседстве с мокшей, указанная группа эрзян подверглась значительному её влиянию в языке, нек. элементах быта и к-ры. Но влияние это оказалось не настолько сильным, чтобы привести к утрате эрзянского самосознания. Судя по материалам посемейного обследования жителей Шокша, проведенного в 1979 г. учеными во главе с Н. Ф. Мокшиным, сами они относят себя к эрзя.

       Происхождение шокши можно связать с балкано-карпат. субэтносом шокцев (венг. - шокац). При этом стоит помнить, что некогда и этнос мокша населял Паннонию, откуда вместе с эрзей и ушёл в Поволжье. В древ. родичах можно предполагать кавк. согдов/сугдов.

       Известные исторические личности шокши:
    Шукшин Василий Макарович (1929-1974) — советский актёр, сценарист, писатель.

       Каратаи - являются отдельной этнической группой мокшан. Проживают в Камско-Устьинском р-не Татарстана. Они говорят на татарском диалекте с примесью мокшанского языка. Окружающие их татары относят их к мокшанам, называя их мукшамукшылар (производные от «мокша»), сами себя они также считают мокшей, двуязычие сохранялось у них вплоть до 17 в. В наши дни в культурном отношении каратаи всё более сближаются с русскими, подвергаясь русификации — этому способствует совместная работа, дошкольное и школьное обучение, смешанные браки, а также недостаточная забота государства о сохранении местной к-ры и языка. В 1958 г. численность каратаев в указанных селениях достигала 1000 человек, к 1976 г. она снизилась до 300. Снижение обусловлено миграцией в города.

       Возможно, что каратаи – сев. ветвь кавк. тюркоязычных карачаевцев (самоназв. - карачайлы), однако, скорее всего, это население быв. Карачевского княжества, образовавшегося после распада Черниговского княжества в 13 в.