Римский - Корсаков. "Шахерезада"
"Шахерезада" — симфоническая сюита «Шахерезада», одно из лучших
симфонических произведений русского композитора
Н. А. Римского-Корсакова,
Сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена
под управлением автора..Римский-Корсаков создал«Шахерезаду» под
впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Создание восточного
колорита с помощью цитирования восточных мелодий, создании тем
восточном духе, имитацией звучания восточных инструментов и тонов .
Также форма «Шахерезады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в
процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая
из которых имела свой собственный программный характер и собственное
название."
В 1910 году Михаил Фокин поставил балет "Шахерезада"
на музыку Римского-Корсакова."
В. Серов. Эскиз декорации к балету "Шахерезада"

В оркестровой сюите "Шахерезада" четыре части.

"I часть - "Море и Синдбадов корабль" - Две темы в её вступлении
- грозная тема Шахриара и тема солирующей скрипки - Шахерезады. Первая часть - это морское путешествие. Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля, затем тревогу и смятение и картину сильнейшего шторма. Буря
утихает, корабль плавно скользит по морским просторам. Первая часть открывается
медленным вступлением , в котором за суровой унисонной темой в басах,
несомненно рисующей грозный облик султана Шахриара, после следует узорчатая,
нежная тема Шехеразады, порученная скрипке соло. Короткая каденция
приводит к звуковой картине мерно колышущегося моря."

"II часть - "Рассказ Царевича Календера" - это повествование о
битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. В музыке проходит тема Шахерезады - как
напоминание о рассказчице. Вторая часть сюиты начинается скрипичным соло,
излагающим тему Шехерезады. С переменой ритма и движения на фоне конрабасов
начинает звучать соло фагота, выпевающего прекрасную мелодию восточного
характера."

"III часть - "Царевич и царевна", построенная на двух восточных темах, -
очень танцевальна. В середине вновь солирующая скрипка напоминает нам о
Шахерезаде. Третья часть начинается изложением изумительной по красоте
восточной мелодии, рисующей образ влюбленного царевича. В мелодии этой разлита
любовная нега и истома. Изложение мелодии повторяется несколько раз, переходя
от одного инструмента к другому и сопровождаясь восхитительными фиоритурами,
как бы рисующими переизбыток любовного восторга. Вторая тема характеризует
Царевну."

"IV часть объединяет две контрастные картины - "Праздник в
Багдаде" и "Корабль, разбивающийся о скалу". предваряется вступлением в быстром
темпе, построенным на дважды повторяемых, с некоторыми изменениями
и расширениями, темах султана Шахриара и Шехеразады. Основное
содержание этой части распадается на две половины. В финале сюиты скрипка
ещё раз исполняет тему Шахерезады, тема Шахриара идёт в новом звучании -
спокойно и умиротворённо."
http://www.candance.ru/ballet/opera-147.html
Сюита "Шахерезада" - одна из вершин русского программного симфонизма.
Прозвучит в исполнении Филадельфийского симфонического оркестра,
дирижер Юджин Орманди.
http://www.classic-music.ru/ormandy.htmlhttp://files.school-collect...