Модест Мусоргский. "Картинки с выставки"
"Картинки с выставки" Мусоргского – сочинение удивительное,
величественное, непревзойденно оригинальное, гениальное. И – как всякое
открытие – в искусстве или науке, – синтезируя все наиболее ценное и
истинное в прошлом, оно не только глядит в будущее, не только живет в
нем, но и упирается в Вечность." М. Юдина
Интересна история создания "Картинок с выставки"
"В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора
Виктора Александровича Гартмана".
http://shkolazhizni.ru/arch...
"В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина
богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым
взглядом.Это был известный русский знаток живописи, архитектуры и музыки
Владимир Васильевич Стасов."
http://funeral-spb.narod.ru...
"Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним выставку осматривал композитор
Модест Петрович Мусоргский."
http://www.classic-music.ru...
muzruk.info/?p=7766
http://belcanto.ru/mussorgs..."Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию
музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась
серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные
произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта
пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял
«заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую
тематику. Выставленные работы продавались, поэтому, на сегодня
местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле
рисунков ныне можно восстановить шесть из них."

"Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» импровизировались автором. Все «Картинки» были написаны на
творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Стасову, помощь которого для Мусоргского значила очень много, он и посвятил цикл."

"Картинки с выставки" -яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно."
"Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «
Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника.
Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и
размеренна, как шаги человека, который медленно идет по залам выставки.
Ясно чувствуется русский характер музыки, и не удивительно: ведь перед
нами работы русского художника.
Но вот «Прогулка» закончилась. Первая «картинка» —
«Гном».
Уродливый, забавный карлик семенит на своих коротеньких ножках, иногда
спотыкаясь, иногда неловко подпрыгивая. В мелодии слышны эти спотыкания и
сердитое ворчание гнома.
Звучит другая картинка —
«Старый замок». В сопроводительной программке к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесе изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню». Но у Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было. Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж.
Третья пьеса —
«Тюильри» (так называется парк в Париже) или, уточняется в подзаголовке, «Ссора детей после игры». Это живая жанровая сценка. В ее музыке мы ощущаем радостное настроение солнечного летнего дня. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел.
Резким контрастом к этой пьесе звучит. Следующая —
«Быдло».
На картине Гартмана изображены волы, запряженные в арбу на больших
колесах. Жара. Бесконечно далека пыльная степная дорога. Ослепительное южное
солнце не ласкает, а гнетет, и печальная мелодия песни
не льется вдаль, а словно тяжко стонет, рассказывая о горькой жизни народа. Так музыкой композитор раскрыл подтекст картины, наполнил ее глубоким социальным содержанием.
И вдруг — тоненько запищали цыплята, застучали маленькими клювиками в
скорлупу яйца. Это пятая картинка —
«Балет невылупившихся птенцов».
Слушая эту пьесу, мы невольно улыбаемся: сколько тут непосредственной
детской шаловливости, легкости, грациозности. Это действительно птенчики
выбираются из скорлупок и, впервые пробуя свои слабенькие ножки,
радуются жизни. Еще один пример воплощения рисунка в музыке: у художника
только схематичные эскизы балетных костюмов «деток-канареек», у
композитора - танец - шутка.
Одна за другой проходят перед нами разнообразные звуковые картины.
«Два еврея, богатый и бедный» так назвал Мусоргский свою шестую пьесу. Из двух картин-портретов (жанровых зарисовок Гартмана) он сделал одну пьесу-диалог, заставив
этих людей разговаривать. Он поставил рядом богатство и бедность,
самодовольное чванство и униженные, слезные просьбы. Речевая
выразительность музыки Мусоргского достигает тут удивительной
правдивости.
Многолюдно, весело, шумно на Лиможском рынке. Оживленно болтают любопытные кумушки, обсуждая события городской жизни. Пьесе
«Лиможский рынок» дан подзаголовок «Большая новость». У Гартмана такой картины не было,
но во время своего заграничного путешествия художник сделал в Лиможе
много эскизов самых разнообразных типов местных жителей. Собрав их
вместе, Мусоргский создал яркую жанровую картину. В беспрерывном,
веселом движении музыки, в отдельных, акцентированных с особой силой
звуках-восклицаниях вы слышите базарную суету, разноголосый гомон и
беспрерывные женские пересуды, переходящие в ссоры.
Музыка «Рынка» внезапно обрывается.
Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Это
«Катакомбы». В каталоге выставки было сказано: «Внутренность парижских катакомб с фигурами Гартмана, архитектора Кеннеля и проводника с фонарем (акварель)». Очень медленная, сосредоточенная, полная мрачного раздумья музыка воссоздает перед нами суровую и
таинственную картину древних гробниц. От нее веет холодом вечного
молчания, величественного, но мертвого покоя. Потом на фоне едва слышных
высоких звуков возникает очень измененная, печальная тема «Прогулки». В
нотах возле этой части Мусоргский обозначил: «С мертвыми на мертвом
языке».
Это не только картина катакомб, это печальное воспоминание об умершем друге.
Следующий образ полон жизни и движения —
«Избушка на курьих ножках», или
«Баба-Яга». В музыке Мусоргского оживает каждая картина, иногда даже приобретая новое содержание. У Гартмана — макет часов в виде сказочной избушки, у
Мусоргского стремительный полет Бабы-Яги, хозяйки этой избушки.
И сразу, без всякого перерыва, композитор переключает ваше внимание на следующую, последнюю, пьесу —
«Богатырские ворота в стольном городе Киеве». Как будто, повернувшись неожиданно, вы оказались перед другой картиной и
вас охватило чувство величия русской старины, богатырской силы
народной. Вот он, неосуществленный проект Гартмана: древнерусские
городские ворота с крышей-кокошником и колокольней сбоку.
Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. В ней снова слышны интонации темы «Прогулки», но здесь она становится величественной и торжественной. Своей музыкой композитор как бы пропел славу могучей Руси, ее богатырям, ее народу.
Сюита долго не исполнялась в
концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев. С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в концертный репертуар пианистов всего мира." muzruk.info/?p=7766
http://belcanto.ru/mussorgs...Модест Мусоргский. Картинки с выставки. - исполняет Михаил Плетнёв.
http://www.classic-music.ru..."В 1922 году Морис Равель рассказал Сергею Кусевицкому о малоизвестных тогда «Картинках с выставки» и попросил его заказать ему оркестровку цикла. Равель выполнил работу летом 1922 года. Премьера оркестровой версии, на которой дирижировал Кусевицкий, состоялась в Париже 19 октября 1922 года. Благодаря оркестровке Равеля, а также частому и блестящему их исполнению оркестрами под управлением Кусевицкого, «Картинки» стали неотъемлемой частью оркестрового репертуара."
http://www.belcanto.ru/muss... "Картинки с выставки" М. Мусоргского (оркестровка М. Равеля) в исполнении Национального оркестра Лилла, дирижер Жан-Клод Казадезюс.
http://www.philharmonia.spb..."В 1984 г. "Союзмультфильм", режиссер и автор сценария Инесса Ковалевская тоже обратилась к бессмертной музыке Мусоргского. В фильме использованы пьесы из сюиты М. Мусоргского "Картинки с выставки", "Избушка на курьих ножках" и "Балет невылупившихся птенцов" - в исполнении Святослава Рихтера.
http://www.sviatoslavrichte...