• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • Казачество мира...
    added a photo
    23 Feb в 13:32
    Преданные забвению казачьи корни: Иван Кожедуб

Сведения о происхождении летчика-аса советского времени Ивана Кожедуба до недавнего времени были известны лишь из его мемуаров. Однако официальная версия о крестьянских предках И.Н. Кожедуба не соответствует действительности. Это выявилось в ходе архивно-документального исследования.

В современных генеалогических исследованиях нередко бывает так: официальные биографические сведения советского времени противоречат обнаруживаемой в архивных документах информации за досоветский период. Господствующие идеологические установки, классовые приоритеты в советской политике, террор и репрессии по сословному признаку против дворянства, купечества, духовенства, казачества, офицерства, зажиточного крестьянства — все это вынуждало людей «неправильного» происхождения скрывать свои истинные биографические данные. В целях самозащиты люди и целые семьи меняли фамилии, в анкетных данных понижали сословный статус родителей и всего рода до разночинского или рабоче-крестьянского. Даже дата и место рождения могли подменяться, чтобы невозможно было обнаружить подлинные сведения о происхождении человека по церковным метрическим книгам. Люди осознанно предавали забвению своих предков, и вновь рождавшиеся поколения ничего не знали о своих корнях, об истории семьи до 1917 г., росли в атмосфере «культа безродности», насаждавшегося в советское время.

Но архивные документы помнят всё, и сейчас многие открывают для себя историю своих предков как нечто ранее совершенно неведомое, сталкиваются с неожиданными находками.

Будущий маршал авиации, трижды герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб родился в селе Ображеевка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинский район Сумской области Украины). Официальная дата рождения — 8 июня 1920 г., но даже она неверна. В мемуарах И.Н. Кожедуба сообщается, что его отец-крестьянин работал на заводе. Неподалеку от Ображеевки действительно существовал пороховой завод в селе Шостка, на котором трудилось окрестное население. Но род занятий Никиты Илларионовича Кожадуба (именно так, через «а», писалась фамилия до 1917 г.) еще ничего не говорит о его сословной принадлежности. Между тем в церковных метрических записях о его браковенчании и о рождении/крещении его детей до 1917 г. он записан казаком. Аналогично и дед Ивана — Илларион Стефанович Кожадуб в метрической записи о смерти в 1913 г. значится казаком.

Это значит, что род Кожадубов принадлежал к сословию малороссийских казаков, существовавшему до 1917 г., когда были отменены вообще все сословия. Причины сокрытия этой информации, забвения казачьего происхождения в семье Кожедубов очевидны: политика расказачивания, массового террора в отношении казаков, проводившаяся советской властью с 1919 г. до середины 1920-х гг. Применялась эта политика главным образом к казачеству донскому, кубанскому, терскому, оренбургскому, уральскому, т. е. имевшему свои войсковые организации и формировавшему в годы Гражданской войны военные части для борьбы с большевизмом, — а малороссийское казачество своего войска не имело с конца XVIII в. Но понятие «казак» в первые годы советской власти было столь радикально стигматизировано, что принадлежать вообще к какому бы то ни было казачеству, иметь предков-казаков становилось опасно. В период «самостийности» 1918—1919 гг. на Украине осуществлялась попытка воскресить былое запорожское казачество путем переформатирования армии на казацкий манер, введения старых казачьих званий. После водворения там советской власти участь не успевших уйти за кордон членов военных националистических формирований, очевидно, не отличалась от судеб иных противников большевизма. К тому же декларации о расказачивании и «поголовном истреблении» основной массы казаков, печатавшиеся в советской прессе в 1919 г., не могли не наводить ужас на население исторических казачьих земель. Многие из тех, кто прежде числились казаками, предпочли забыть о своем происхождении.

На Украине забыть об этом было тем проще, что с середины XIX в. сельские казаки там почти ничем не отличались от крестьян, а жившие в городах — от мещан. По указу Екатерины II казачество Малороссии лишилось собственной войсковой организации: были упразднены Войско Запорожское и сотенно-полковое устройство его территории, так называемая Гетманщина. И на протяжении следующего столетия малороссийское казачество постепенно утрачивало свою особость и боевой дух. Хотя казачьи органы самоуправления сохранялись вплоть до 1917 г., происходило активное смешивание казачества с обывательской средой.

Из семьи такого сельского казака и происходил И.Н. Кожедуб. По сохранившимся церковным документам автору этих строк удалось воссоздать его родословие по мужской линии до начала XVIII столетия.

Село Ображеевка, основанное в XVII в., изначально называлось Преображенское (Преображеевка) — от имени Преображенского монастыря в уездном Новгороде-Северском. А вот храм в селе был освящен во имя Архангела Михаила. Жителями села в основном были казаки. ...
    Преданные забвению казачьи корни: Иван Кожедуб Сведения о происхождении летчика-аса советского времени Ивана Кожедуба до недавнего времени были известны лишь из его мемуаров. Однако официальная версия о крестьянских предках И.Н. Кожедуба не соответствует действительности. Это выявилось в ходе архивно-документального исследования. В современных генеалогических исследованиях нередко бывает так: официальные биографические сведения советского времени противоречат обнаруживаемой в архивных документах информации за досоветский период. Господствующие идеологические установки, классовые приоритеты в советской политике, террор и репрессии по сословному признаку против дворянства, купечества, духовенства, казачества, офицерства, зажиточного крестьянства — все это вынуждало людей «неправильного» происхождения скрывать свои истинные биографические данные. В целях самозащиты люди и целые семьи меняли фамилии, в анкетных данных понижали сословный статус родителей и всего рода до разночинского или рабоче-крестьянского. Даже дата и место рождения могли подменяться, чтобы невозможно было обнаружить подлинные сведения о происхождении человека по церковным метрическим книгам. Люди осознанно предавали забвению своих предков, и вновь рождавшиеся поколения ничего не знали о своих корнях, об истории семьи до 1917 г., росли в атмосфере «культа безродности», насаждавшегося в советское время. Но архивные документы помнят всё, и сейчас многие открывают для себя историю своих предков как нечто ранее совершенно неведомое, сталкиваются с неожиданными находками. Будущий маршал авиации, трижды герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб родился в селе Ображеевка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинский район Сумской области Украины). Официальная дата рождения — 8 июня 1920 г., но даже она неверна. В мемуарах И.Н. Кожедуба сообщается, что его отец-крестьянин работал на заводе. Неподалеку от Ображеевки действительно существовал пороховой завод в селе Шостка, на котором трудилось окрестное население. Но род занятий Никиты Илларионовича Кожадуба (именно так, через «а», писалась фамилия до 1917 г.) еще ничего не говорит о его сословной принадлежности. Между тем в церковных метрических записях о его браковенчании и о рождении/крещении его детей до 1917 г. он записан казаком. Аналогично и дед Ивана — Илларион Стефанович Кожадуб в метрической записи о смерти в 1913 г. значится казаком. Это значит, что род Кожадубов принадлежал к сословию малороссийских казаков, существовавшему до 1917 г., когда были отменены вообще все сословия. Причины сокрытия этой информации, забвения казачьего происхождения в семье Кожедубов очевидны: политика расказачивания, массового террора в отношении казаков, проводившаяся советской властью с 1919 г. до середины 1920-х гг. Применялась эта политика главным образом к казачеству донскому, кубанскому, терскому, оренбургскому, уральскому, т. е. имевшему свои войсковые организации и формировавшему в годы Гражданской войны военные части для борьбы с большевизмом, — а малороссийское казачество своего войска не имело с конца XVIII в. Но понятие «казак» в первые годы советской власти было столь радикально стигматизировано, что принадлежать вообще к какому бы то ни было казачеству, иметь предков-казаков становилось опасно. В период «самостийности» 1918—1919 гг. на Украине осуществлялась попытка воскресить былое запорожское казачество путем переформатирования армии на казацкий манер, введения старых казачьих званий. После водворения там советской власти участь не успевших уйти за кордон членов военных националистических формирований, очевидно, не отличалась от судеб иных противников большевизма. К тому же декларации о расказачивании и «поголовном истреблении» основной массы казаков, печатавшиеся в советской прессе в 1919 г., не могли не наводить ужас на население исторических казачьих земель. Многие из тех, кто прежде числились казаками, предпочли забыть о своем происхождении. На Украине забыть об этом было тем проще, что с середины XIX в. сельские казаки там почти ничем не отличались от крестьян, а жившие в городах — от мещан. По указу Екатерины II казачество Малороссии лишилось собственной войсковой организации: были упразднены Войско Запорожское и сотенно-полковое устройство его территории, так называемая Гетманщина. И на протяжении следующего столетия малороссийское казачество постепенно утрачивало свою особость и боевой дух. Хотя казачьи органы самоуправления сохранялись вплоть до 1917 г., происходило активное смешивание казачества с обывательской средой. Из семьи такого сельского казака и происходил И.Н. Кожедуб. По сохранившимся церковным документам автору этих строк удалось воссоздать его родословие по мужской линии до начала XVIII столетия. Село Ображеевка, основанное в XVII в., изначально называлось Преображенское (Преображеевка) — от имени Преображенского монастыря в уездном Новгороде-Северском. А вот храм в селе был освящен во имя Архангела Михаила. Жителями села в основном были казаки. ...
      Предыдущие комментарии