• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • Казачество мира...
    added a photo
    21 Nov в 21:22
    Мнение, что казачество и евреи – непримиримые антиподы, а в истории их взаимоотношений нет ничего, кроме вражды, устоялось настолько, что малейшая попытка разобраться в положении вещей вызывает, в лучшем случае, непонимание. Логика его столь же непримирима, сколь и беспочвенна: по другому быть не могло, потому что не могло быть никогда. Рассмотрим здесь наиболее устойчивые точки зрения, пытаясь подтвердить их известными фактами. Но для начала - некоторые рассуждения, на которые мы будем опираться в дальнейшем.
* Казачество и еврейство – понятия куда более широкие, чем те, что укоренились в обывательском сознании. Казаки – не просто служилое сословие, еврейство – не просто сионисты. Рассуждения на уровне социальных групп ограничивает возможности исследований, ведь их существование ограничено исторически. Рассматривать следует явления, имевшие то или иное воплощение в различные исторические эпохи.
* Казачество и еврейство внутренне очень разнообразны. В различных условиях сосуществования отношения их строились от взаимного проникновения до совершенного антагонизма. Изучать надо причины происходившего, а не поводы для тех или иных действий.
* Выражения “общеизвестно”, “как принято считать” - не  доказательства. Доказательны ссылки на источники или логически выверенные схемы рассуждений. Факты безусловно должны отделяться от гипотез и версий.
Казачество долгие годы было вычеркнуто из исследований. В современной науке даже определения его нет! А, раз так – обязательно появятся домыслы, которыми пользуются различные политические силы. Одни казаков считают народом, другие сословием, сейчас часто говорят об этно-сословной общности... На уровне социального феномена казаков, по существу, лишь начинают изучать.
Еврейство изучено лучше. Мало того, относительно него существует понятие социокультурного явления, субъекта цивилизационного процесса. Как считает Рэймонд П. Шейндлин, евреи - народ, некогда составлявший единую нацию с собственной территорией, языком и культурой. Хотя уже давно эти атрибуты нации утеряны, потомки ее сохраняют ощущение не просто общего прошлого, но и своей национальной принадлежности. Большая часть евреев объединена иудаизмом, частью еврейский народ составлен даже из людей иных религиозных воззрений (равно как и из людей нерелигиозных). Их культура столь же многообразна, как и культуры, в которых они жили, но их единство зиждется на сознании общих истоков и общего исторического опыта (“Летописи еврейского народа”).
Казачество и еврейство исторически довольно мобильны и, конечно, никак не могли избежать соприкосновения - в различных исторических условиях носившего разные формы. События запоминаются, а причины нередко забываются. Если же идти от фактов, отраженных в источниках, то мозаика выйдет пестрой. Рассмотрим некоторые из мнений, утвердившихся в общественном сознании.
1. Евреев среди казаков никогда не было.
Ограничим нижний предел исследования 1444 годом, когда казаки как военная организация впервые упомянуты русскими летописями (“Казачьи войска. Справочная книжка Императорской главной квартиры”). Наибольшей силы они достигли на границах Литовских и Московских земель к началу XVII века, когда сформировались социальные группы казачьего населения на Дону и в низовьях Днепра.
Как  писал польский историк Яков Собесский, отец короля Яна III - “... на Сечи можно было встретить всякие народности, чуть не со всего света выходцев”, перечисляя далее украинцев, поляков, литовцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, евреев, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан. В “Истории Запорожских казаков” Д.Яворницкого есть рассказ о происхождении казака Василия Перехриста: “Родился... в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году будучи там по купечеству войска запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сiчь запорожскую желания привезено”.
При отборе в казаки упор делался на профессиональные качества и личное стремление, особого внимания на национальность не обращали. Вот вероисповедание должно было быть христианским (после 1635 г. - только православным).
Когда еврей, желавший покозачиться, выкрещивался, проблемы в оотношениях с кагалом разрешались в пользу выкреста, порой на самом высоком уровне. Отец Ю.Мыцык (Киево-Могилянская академия) в статье “Евреи-казаки” приводит документ Главного Архива древних актов в Варшаве - письмо короля Речи Посполитой Виленскому стольнику и Берестейскому старосте Иерониму Ходкевичу. Король требует обеспечить беспрепятственный проезд казаку в Берестье за своим имуществом, приказывая, если понадобится, защитить его перед притязаниями кагала. В статье упомянут и достаточно влиятельный в казацкой старшине Ильяш Караимович (отчество говорит само за себя).
В антипольских восстаниях времен Руины участвовал винницкий сотник Лейбенко. Лекарь-еврей вместе с гетманом Дорошенко ушел в моско ...
    Мнение, что казачество и евреи – непримиримые антиподы, а в истории их взаимоотношений нет ничего, кроме вражды, устоялось настолько, что малейшая попытка разобраться в положении вещей вызывает, в лучшем случае, непонимание. Логика его столь же непримирима, сколь и беспочвенна: по другому быть не могло, потому что не могло быть никогда. Рассмотрим здесь наиболее устойчивые точки зрения, пытаясь подтвердить их известными фактами. Но для начала - некоторые рассуждения, на которые мы будем опираться в дальнейшем. * Казачество и еврейство – понятия куда более широкие, чем те, что укоренились в обывательском сознании. Казаки – не просто служилое сословие, еврейство – не просто сионисты. Рассуждения на уровне социальных групп ограничивает возможности исследований, ведь их существование ограничено исторически. Рассматривать следует явления, имевшие то или иное воплощение в различные исторические эпохи. * Казачество и еврейство внутренне очень разнообразны. В различных условиях сосуществования отношения их строились от взаимного проникновения до совершенного антагонизма. Изучать надо причины происходившего, а не поводы для тех или иных действий. * Выражения “общеизвестно”, “как принято считать” - не доказательства. Доказательны ссылки на источники или логически выверенные схемы рассуждений. Факты безусловно должны отделяться от гипотез и версий. Казачество долгие годы было вычеркнуто из исследований. В современной науке даже определения его нет! А, раз так – обязательно появятся домыслы, которыми пользуются различные политические силы. Одни казаков считают народом, другие сословием, сейчас часто говорят об этно-сословной общности... На уровне социального феномена казаков, по существу, лишь начинают изучать. Еврейство изучено лучше. Мало того, относительно него существует понятие социокультурного явления, субъекта цивилизационного процесса. Как считает Рэймонд П. Шейндлин, евреи - народ, некогда составлявший единую нацию с собственной территорией, языком и культурой. Хотя уже давно эти атрибуты нации утеряны, потомки ее сохраняют ощущение не просто общего прошлого, но и своей национальной принадлежности. Большая часть евреев объединена иудаизмом, частью еврейский народ составлен даже из людей иных религиозных воззрений (равно как и из людей нерелигиозных). Их культура столь же многообразна, как и культуры, в которых они жили, но их единство зиждется на сознании общих истоков и общего исторического опыта (“Летописи еврейского народа”). Казачество и еврейство исторически довольно мобильны и, конечно, никак не могли избежать соприкосновения - в различных исторических условиях носившего разные формы. События запоминаются, а причины нередко забываются. Если же идти от фактов, отраженных в источниках, то мозаика выйдет пестрой. Рассмотрим некоторые из мнений, утвердившихся в общественном сознании. 1. Евреев среди казаков никогда не было. Ограничим нижний предел исследования 1444 годом, когда казаки как военная организация впервые упомянуты русскими летописями (“Казачьи войска. Справочная книжка Императорской главной квартиры”). Наибольшей силы они достигли на границах Литовских и Московских земель к началу XVII века, когда сформировались социальные группы казачьего населения на Дону и в низовьях Днепра. Как писал польский историк Яков Собесский, отец короля Яна III - “... на Сечи можно было встретить всякие народности, чуть не со всего света выходцев”, перечисляя далее украинцев, поляков, литовцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, евреев, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан. В “Истории Запорожских казаков” Д.Яворницкого есть рассказ о происхождении казака Василия Перехриста: “Родился... в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году будучи там по купечеству войска запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сiчь запорожскую желания привезено”. При отборе в казаки упор делался на профессиональные качества и личное стремление, особого внимания на национальность не обращали. Вот вероисповедание должно было быть христианским (после 1635 г. - только православным). Когда еврей, желавший покозачиться, выкрещивался, проблемы в оотношениях с кагалом разрешались в пользу выкреста, порой на самом высоком уровне. Отец Ю.Мыцык (Киево-Могилянская академия) в статье “Евреи-казаки” приводит документ Главного Архива древних актов в Варшаве - письмо короля Речи Посполитой Виленскому стольнику и Берестейскому старосте Иерониму Ходкевичу. Король требует обеспечить беспрепятственный проезд казаку в Берестье за своим имуществом, приказывая, если понадобится, защитить его перед притязаниями кагала. В статье упомянут и достаточно влиятельный в казацкой старшине Ильяш Караимович (отчество говорит само за себя). В антипольских восстаниях времен Руины участвовал винницкий сотник Лейбенко. Лекарь-еврей вместе с гетманом Дорошенко ушел в моско ...
      Предыдущие комментарии