Сибирский казак, харбинский поэт… К юбилею Алексея Ачаира
Он сделал своим поэтическим псевдонимом название сибирской казачьей станицы, в которой появился на свет – 125 лет тому назад. И потом в китайском Харбине Алексей Ачаир воспевал родную Сибирь – в одно мгновение ставшую недостижимо далёкой. Он не знал, что завершит свои дни на сибирской земле, возвратившись на родину не по своей воле…
Будущий поэт родился 5 сентября 1896 года в семье полковника Сибирского казачьего войска Алексея Георгиевича Грызова в станице Ачаирской в 40 километрах от Омска. По одним сведениям своё детство Алексей провёл в Омске, по другим — в Семиречье, в гарнизоне Джаркента, где одно время служил его отец. Потом мальчик год проучился в Омске в Войсковом приготовительном пансионе Сибирского казачьего войска. И поступил в знаменитый Сибирский кадетский корпус. Здесь готовили офицеров для всей Сибири. Более сотни выпускников корпуса стали Георгиевскими кавалерами. Среди них были блестящие военачальники – генерал от инфантерии Лавр Корнилов, один из самых молодых генералов в истории России командующий 1-й Сибирской армией Анатолий Пепеляев, ставший генералом в 27 лет...
В 1913 году – в год столетнего юбилея император Николай II наградил учебное заведение Юбилейным знаменем и почётным наименованием «Первый Сибирский Императора Александра I кадетский корпус». ...
Кадетский корпус Алексей Грызов окончил в 1914 году с золотой медалью. И неожиданно выбрал совсем не военную стезю – по совету отца он поступил в Петровско-Разумовскую академию в Москве (ныне – имени Тимирязева), на инженерное отделение. Этому были свои причины – в казачьих станицах, где выращивалась пятая часть всего российского хлеба, были очень нужны грамотные агрономы, механики, инженеры.
Но получить гражданскую специальность сыну казака не удалось – помешали известные события 1917 года. Когда прежняя Россия перестала существовать, Алексею Грызову пришлось вернуться в Омск. Какое-то время несостоявшийся инженер-землевед работал извозчиком. А в марте 1918 Алексей вступил рядовым-добровольцем в партизанский отряд атамана Ивана Красильникова и начал свой боевой путь. Его подробности омский исследователь Владимир Шулдяков сумел восстановить по анкетам БРЭМ – Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи. С мая месяца Алексей Грызов служил в пулемётной команде отряда Красильникова, участвовал в «первом бою при ст[анции] Мариановка», в походах партизанского отряда от Омска до Иркутска и Бодайбо... Стал сначала младшим, а потом старшим урядником. При взрыве красными моста через реку Белую в Иркутской губернии молодой человек получил контузию.
В перерывах между боями Алексей писал стихи. И публиковал их в омских газетах. Именно он оставил самый точный и воистину эпический портрет Белого Омска – столицы воли Рока:
На берегу двух рек, раскинувшись широко,
Среди степей Сибирской стороны
Стоит он, город мой – столица воли Рока,
В дни смутные, в дни тяжести войны.
С времён Петра он видит прохожденье
Судеб изменчивых родной его земли.
Он видел сумраки и видит возрожденье.
Так жизнь его – в снегах или в пыли.
Он – колыбель бело-зелёных флагов,
Отец Сибирских, вольных казаков,
Свидетель горестный (по мудрости Варягов)
Усталых звонов ржавеющих оков.
В его руке сжат узел нитей жизней,
Как переплёт бесчисленных дорог.
Он – гордый сын страдающей Отчизны,
Отдавший силы ей, какие только мог.
На берегу двух рек, раскинувшись широко,
Среди степей Сибирской стороны
Стоит он, город мой – столица воли Рока,
В дни смутные, в дни тяжести войны.
А стихотворение Алексея Ачаира «Корабль Судьбы», опубликованное в начале апреля 1919 года, когда чаши весов ещё колебались, удивительно перекликается с известным рыцарским девизом «Делай что должен и будь что будет».
От разных классов, школ и колыбелей,
Мы входим в общество, как в новый, жуткий храм,
Где молятся дотоль неведомым богам,
Где солнца луч скрывает визг метелей.
И вот стоим мы робко у порога
И ищем сердцем взгляд бодрящих, добрых глаз.
Вся жизнь пред нами здесь – без масок, без прикрас,
Но вас страшит грядущая дорога.
В далёкий, новый путь идём смелее,
В надежде на успех, надеясь на Судьбу…
Но робкий, первый шаг закрыл от нас борьбу,
Которая в умах незримо тлеет…
Что б ни было – вперёд! Нас жизнь толкнула.
Не можем изменить судеб извечный ход.
Что ждёт нас впереди?
Что б ни было – вперёд,
Корабль Судьбы, среди лучей и гула!
С июня 1919 года Алексей Грызов служил в штабе 1-й Сибирской казачьей дивизии, входившей в состав группы знаменитого казачьего генерала Вячеслава Волкова, и участвовал в боях за Урал.
Во время отступления на восток, названного потом Великом Сибирским Ледяным походом, на станции Тайга он отморозил правую ступню и чуть не лишился ноги. А когда 1-я Сибирская казачья дивизия в селе Минино под Красноярском оказалась в окружении, Алексей Грызов с группой офицеров сумел спасти знамя. К войскам атамана Григория Семёнова он присоединился только в сентябре 1920 года, пробравшись в белое Забайкалье «одиночным порядком ...