Описание хирургической операции, сделанной казачьими лекарями, свидетелем которой был знаменитый русский врач И. Пирогов. В действующей армии на Кавказе он некоторое время работал в военном госпитале станицы Екатериноградской.
«Все делалось только после захода солнца. Во-первых, в это время почте нет мух - главных разносчиков инфекции, а во-вторых, сам человеческий организм, в частности мозг, вступает в фазу торможения... Раненого укладывали на соломенные снопы или на только что выструганные доски. Поили его допьяна. Раненое место, в описываемом случае - ногу, обкладывали льдом или лили холодную воду. Перетянутая жгутами нога теряла чувствительность.
Тогда приступал к делу врачеватель. Он долго мыл руки и протирал их водкой. Все инструменты, которыми он пользовался тщательнейшим образом и долго кипятились в соляном растворе. Кроме того, помощник лекаря вылавливал инструменты из кипящей воды только специальными щипцами и передавал лекарю, обязательно пронося их через огонь. Нож, которым расширялась рана, накалялся докрасна и прижигал кровоточащие края разреза.
Раскрыв специальными крючками рану, лекарь металлическими крюками выхватил из раны пулю и вынул раздробленные осколки кости, зашил края раны, предварительно вложив в нее какое-то снадобье и длинный конский волос...
Пирогову объяснили, что если рана загноится, то вся грязь будет выходить по этому волосу, а если все хорошо заживет, то волос либо сам выпадет, либо выдернуть его не составит особого труда.
Прооперированную ногу уложили в специально выструганные самшитовые лубки и забинтовали.
Великого хирурга удивило, как слаженно и умело работали казаки. И те, кто оперировал, и те, кто держал раненого, и те, кто непрерывно читал молитвы. Еще больше его поразило, что казаки до утра не давали раненому спать и, как только он начинал задремывать, били в бубен и плясали. Операция прошла успешно, через несколько дней казак, прихрамывая, ходил.
Ампутации делали еще быстрее, и культю обязательно макали в кипящую смолу, чтобы спасти человека от гангрены. В качестве анестезии казаки лекари использовали какие-то дурманящие сознание и обезболивающие травяные настои. В частности, отвар из мака». Но подобные операции умел делать далеко не каждый знахарь. Подобные знания, как правило передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, их берегли и приумножали. И даже когда во времена царствования Императора Николая I в полках казакам было запрещено обращаться к народным целителям, казаки нашли способ сохранения этих ценных знаний, охотно заканчивая курсы военных лекарей, и продолжали, обогатившись знаниями научной медицины, помогать людям.
Применяли казачьи лекари и очистительно-восстановительные процедуры. Очищение в казачьей традиции проводились с использованием активной силы стихий.
Очищали огнем, будь то «перепекание» младенцев или внесение в помещение, где находится больной, «Живого огня». К способам очищения относили также разного рода ароматотерапию - воскурение пахучих веществ, растирание больного ароматическими веществами. Очищали также больных в ходе парных процедур. Потогонный эффект считался очистительным. О популярности русской бани говорить не приходится. Последним из средств очищения считали кровопускание, нужное для удаления «дурной крови», ослабляющей организм. Кровь всегда считалась средоточием жизненной силы.
Очистительные процедуры чередовались с восстановительными. В этом чередовании большую роль играло траволечение (фитотерапия), с помощью которой проводились и очистительные, и восстановительные процедуры.
Кроме этого, травы несли на себе чисто магическую функцию, поэтому наиболее часто употребимые травы всегда имели на только практическое применение, но были попросту легендарны. Такой травой была степная полынь –«емшан», горькая, словно казачья судьба. Каждому казаку были известны её целебные свойства, но превыше всего почиталась она символом казачества, символом древним и благородным. Горький, ни с чем не сравнимый запах полыни символизировал тоску по родине.
В древней легенде рассказывается, как покинувший в детстве степи и отвыкший от них хан Кончак ни за что не хотел возвращаться в родные кочевья на Дону из роскошных долин Кавказа. И тогда дали ему полынь. Почувствовав её запах, заплакал хан, затосковал о покинутых бедных юртах своего народа и, бросив все, вернулся на Дон. Полынь освещали в церквях и зашивали вместе с землей «с родных пепелищ» в ладанки, её вкладывали в руки умершим.
Искусство траволечения представлено и в современном обиходе терских казаков: пожилые люди знают толк в травах, сами их собирают, сушат и используют по традиционным рецептам. Из поколения в поколение передавали сведения о таких лечебных травах, как архитон - трава, архитон - царь, уши, адамова голова, ворохил, лев, скопидом, пряник трава, мурея, канус, пилат -трава, сова страшная, трава-быль, киновник, научные названия которых автору определить не удалось.
Рецепты лекарств достаточно просты: корень девясила растирали с хреном, иногда с полынью или чесноком, или ...