• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • О группе
    Название:
    Stevie Wonder
    Описание:
    Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder урожденный Stevland Hardaway Judkins впоследствии переименован в Stevland Hardaway Morris род. 13. 05 1950 г.) американский певец, автор песен, мультиинструменталист, продюсер, обладатель 26 премий Грэмми, суммарный тираж его записей составляет более 150 миллионов копий. Включен в зал славы рок-н-ролла и зал славы авторов песен. Стал одним из музыкантов, определивших развитие «черной» музыки середины XX века<br> <br> Даже падкая на комплименты американская пресса, особенно когда денежный эквивалент обсуждаемого персонажа не подлежит сомнению, не разбрасывается словом «гений». В отношении Стиви Уандера (Stevie Wonder) это понятие употребляется регулярно и как нечто само собой разумеющееся. Слепой от рождения музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер, кардинально расширивший вселенную ритм-н-блюза… Сначала испытываешь восхищение, потом все остальные чувства. Его необыкновенное чутье к фактуре звука помогало Стиви создавать трепетную, яркую музыку, наполненную жизнью и чувством. Что примечательно, солнечный оптимизм и радость доминировали в его записях разных лет и на самые разные темы, даже когда он поднимал серьезные расовые или политические проблемы. Музыкальная всеядность и хороший творческий авантюризм сделали Уандера жанровым полиглотом. В его эклектичных записях гармонично уживались соул, фанк, рок-н-ролл, джаз, реггей, поп-музыка бродвейского фасона и африканские мотивы. Воплощенный человек-оркестр, он научился совершенно по-новому использовать синтезаторы, видоизменяя весь ландшафт поп-музыки. Эластичный голос, мелодическая изобретательность, талант аранжировщика и любовь к сентиментальным балладам - из таких кирпичиков складывался удивительно обаятельный образ. И с годами это обаяние не меркнет.<br> Стиви Уандером он стал не сразу. 13 мая 1950 года в городе Saginaw, штат Мичиган, родился крошечный чернокожий американец по имени Steveland Hardaway Judkins. Он появился на свет раньше срока и первые месяцы жизни провел в кислородном инкубаторе. Именно избытком кислорода объясняют заболевание сетчатки глаз - ретинопатию - которое случается у недоношенных детей и иногда вызывает потерю зрения. Когда Стивлэнду исполнилось четыре года, семья переехала в Детройт, где ярко одаренный мальчик вскоре начал петь в церковном хоре. Одним пением его таланты не ограничивались. К девяти годам он научился вслепую играть на пианино, барабанах и губной гармошке. Слухами земля полнится - и на один из его домашних концертов в кругу друзей попадает Ронни Уайт (Ronnie White), участник группы Miracles. Именно он устраивает Стиви прослушивание у Берри Горди (Berry Gordy), босса рекорд-компании Motown. Обладая профессиональным чутьем, Горди ни минуты не сомневался в успехе. Стиву Моррису, как его звали после второго замужества матери, придумали сценическое имя Литл Стиви Уандер (Little Stevie Wonder). Слово «wonder» просто констатировало очевидный факт - чудо было налицо. В команде с «маленьким чудом» работал продюсер и композитор Кларесн Пол (Clarence Paul), который помог Стиви уже в 1962 году выпустить два альбома: «A Tribute to Uncle Ray», который включал кавер-версии Рэй Чарльз (Ray Charles), кумира 12-летнего музыканта, и второй - «The Jazz Soul of Little Stevie», инструментальный джазовый альбом, в котором он блеснул техникой игры на пианино, гармошке и смешанных ударных. Сколько-нибудь заметного успеха эти пластинки не имели.<br> Но уже через год ситуация в корне изменилась. В 1963 году Motown выпустил лонг-плей, без обиняков названный «The 12 Year Old Genius» («12-летний гений»). Наиболее интересным номером на альбоме была новая расширенная версия инструментальной композиции с солирующей гармошкой «Fingertips». Изданный в качестве промо-сингла «Fingertips, Pt. 2» с головокружительной быстротой превратился в национальный хит, возглавив и поп-чарт и рейтинг ритм-н-блюза. Такая атака на слушателя принесла свои весомые плоды: альбом «The 12 Year Old Genius» стал первым релизом в истории лейбла Motown, который поднялся на вершину американского поп-чарта. Обладателю хита было всего 13 лет.<br> Еще несколько синглов, запущенных вдогонку «Fingertips, Pt. 2», конечно, не могли тягаться популярностью с этим фаворитом. Ничего нельзя было поделать и против природы - у Стиви Уандера началась мутация голоса, и на несколько лет его вокальную карьеру пришлось отложить. За это время он успел пройти курс классического фортепиано в Мичиганской школе для слепых.<br> 14-летний Уандер, уже без приставки Литл («маленький»), вернулся в шоу-бизнес с заразительным танцевальным хитом - в традиционной стилистике Motown - «Uptight (Everything’s Alright)», который финишировал в Тор 5 поп-рейтинга и стал номером один в R&B-чарте. Чудо случилось еще раз: Стиви не только был соавтором мелодии, но и предстал гораздо более зрелым вокалистом. Публика не оставила без внимания и следующий сингл «Nothing’s Too Good for My Baby». Уже в 16 лет Уандер начинает всерьез интересоваться социальными проблемами. Он записывает кавер-версию трека Боба Дилана «Blowin’ in the Wind» и кавер «A Place in the Sun» из репертуара Рона Миллера (Ron Miller). Но поскольку последнее слово в выборе материала пока то остается за руководством Motown, это новое направление не получает должного одобрения и остается мало востребованным.<br> <br> Тогда Уандер делает первые шаги к тому, чтобы полностью взять под контроль свою собственную карьеру. Он снова выступает соавтором большей части нового материала, в частности и новых хитов: «Hey Love», «I Was Made to Love Her» (#2 в поп-чарте), «For Once in My Life» (снова поп-хит #2). Эти синглы предваряли появление еще более амбициозного альбома 1968 года «For Once in My Life». Стиви не только сам пишет больше половины песен, но и продюсирует несколько треков. Кроме уже названных, еще три сингла уверенно занимали первые позиции в рейтинге ритм-н-блюза: «Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day», «You Met Your Match» и «I Don’t Know Why».<br> В 1969 году победное шествие синглов Стиви Уандера продолжили финалист Тор 5 «My Cherie Amour» (написанный на самом деле еще три года назад) и финалист Тор 10 «Yester-Me, Yester-You, Yesterday». 20-летний музыкант становится уже настолько опытным продюсером, что почти полностью отвечает за саунд релиза 1970 года «Signed, Sealed & Delivered» (Тор 25 поп-рейтинга). Он же - соавтор композиции «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours», которую пишет вместе с певицей Сиритой Райт (Syreeta Wright), коллегой по лейблу Motown. (В сентябре 1970-го она становится его женой.) Большим успехом пользуется также его кавер-версия песни Beatles «We Can Work It Out». Он пользуется спросом и как композитор: пишет хитовую вещь «It’s a Shame» для коллег по лейблу Spinners, а созданная им для команды Miracles песня «Tears of a Clown» оказывается единственным хитом номер один в биографии этой группы.<br> 1971 год становится переломным в карьере Стиви Уандера. 13 мая ему исполняется 21 год, и в этот же день истекает срок действия контракта с Motown Records. Отныне те материальные последствия его успеха, которые по большей части текли мимо его кармана, оказываются в его полном распоряжении. За месяц до этого символичного дня Уандер опубликовал альбом «Where I’m Coming From», который впервые спродюсировал абсолютно самостоятельно и на котором не было ни одной песни, написанной без его участия (в последнее время он работал обычно в тандеме со своей женой Сиритой Райт). Еще один важный момент - безусловное доминирование клавишных и синтезаторов в аранжировках всех песен. Эта запись оказалась не самой удачной в коммерческом смысле, представив только один сингл, поднявшийся в Тор 10, «If You Really Love Me». Но не это было главным. LP «Where I’m Coming From» - это первая попытка создать цельный качественный R&B-альбом, а не просто собрать под одной обложкой несколько хитов с неизбежным второсортным довеском.<br> Артист не стал тут же добиваться нового контракта с лейблом, как ожидали его боссы, а вместе этого потратил появившиеся у него дополнительные средства на создание собственной студии звукозаписи и на обучение теории музыки. Договариваясь о сотрудничестве с Motown, он мог уже диктовать свои условия. Музыкант выторговал значительное повышение процента отчислений, полный контроль над художественной стороной своих записей и основание собственного лейбла Black Bull Music (что делало его владельцем прав на его музыку).<br> Теперь он мог не приспосабливаться к правилам, которые диктовал лейбл, а прислушиваться к собственной, ни на кого не похожей музе. Полный сил и новых планов, музыкант приступил к новой записи на собственной студии и в начале 1972 года презентовал пластинку «Music of My Mind». Эта работа знаменовала рождение нового, зрелого и уверенного в себе артиста и поднялась на 21 позицию поп-рейтинга. Уандер самостоятельно спродюсировал весь материал, который сам же и написал, да еще и записал партии почти всех инструментов. «Music of My Mind» отражал оригинальный взгляд Уандера на музыку вообще и на ритм-н-блюз в частности, границы которого он расширял каждым своим релизом, обогащая его новаторским использованием синтезаторов и введением новых тем - социальных, расовых и духовных.<br> Успех альбома совпал с разладом семейной жизни музыканта. В 1972 году его брак с Сиритой Райт был расторгнут, но они остались друзьями. Стиви помогал ей в работе над ее дебютным альбомом, для которого написал несколько песен. В том же году Стиви Уандер впервые решился на большой гастрольный тур, отправившись по Соединенным Штатам вместе с Rolling Stones и знакомя со своим творчеством самую широкую белую аудиторию.<br> Все-таки расставание с женой далось ему нелегко. Этой теме была посвящена большая часть его новых песен, объединенных на пластинке «Talking Book» (конец 1972 года). Один из сильнейших образцов в жанре ритм-н-блюза, этот диск превратил Уандера в суперзвезду. Зрелый музыкант и утонченный композитор, Уандер наполнил саунд космическими и футуристическими пейзажами, которые виртуозно создавал с помощью синтезаторов, не ограничивая себя рамками одного жанра. Его имя снова появилось на вершинах чартов, благодаря зажигательной классике фанка «Superstition» и мягкой, укутанной в джазовые гармонии балладе «You Are the Sunshine of My Life» (вскоре она станет поп-стандартом). Эти две песни сделали Стиви Уандера трижды лауреатом Grammy.<br> Как ни удивительно, но его следующий альбом «Innervisions» (1973) произвел еще больший эффект. Он возглавил рейтинг «черных» альбомов и стал #4 в поп-чарте. Эта концептуальная запись, посвященная состоянию современного общества, остается одним из наиболее удачных образцов социально озабоченного ритм-н-блюза. Хроника жизни в гетто «Living for the City» и образец глубокого психологического самоанализа «Higher Ground» возглавили R&B-чарт. А на церемонии Grammy в начале 1974 года «Innervisions» был назван альбомом года (и принес Уандеру еще три премии - за лучший поп и R&B-вокал и за лучший R&B-трек). С этой церемонией связано еще одно чудо, оправдавшее в очередной раз его сценическое имя. Незадолго до этого торжества, когда артист ехал на концерт в Северной Каролине, на его автомобиль упало увесистое бревно. Стиви получил серьезные повреждения головы и впал в коматозное состояние. Но, к счастью, выжил.<br> <br> Следующая запись артиста «Fulfillingness’ First Finale» (1974), более сдержанная и самоуглубленная, чем ее предшественница, была наполнена мотивами смерти, что удивило многих его поклонников. Но и такой Уандер не был обойден вниманием, его альбом легко возглавил американский хит-парад. Однозначными хитами стали два трека: мажорный «Boogie On, Reggae Woman» (финалист Тор 5) и едкая критика режима президента Ричарда Никсона «You Haven’t Done Nothin’» (хит номер один во многих чартах). Устроители Grammy назвали «Fulfillingness’ First Finale» альбомом года и присудили артисту победу еще в трех номинациях, в том числе за лучший поп- и R&B-вокал. Тем временем музыкант с головой ушел в написание и продюсирование второго альбома своей бывшей жены «Stevie Wonder Presents Syreeta».<br> Над своей новой студийной попыткой он колдовал два года. Результат того стоил. Изданный в 1976 году масштабный проект «Songs in the Key of Life» - кульминация творческих амбиций Уандера. Его объем не вмещался ни в один формат: два лонг-плея и еще один мини-диск (всего 105 минут музыки). Самая дорогая запись музыканта, она расхваливалась одними как непревзойденный шедевр, а другими критиковалась за вычурность и потакание своим причудам. Обе стороны были по-своему правы. «Sir Duke» - темпераментный трибьют музыке вообще и Дюку Эллингтону в частности, ушедшему из жизни незадолго до этого, и композиция «I Wish», поэма о детстве и будущий лауреат Grammy, легко оккупировали первые строки чартов. Песня, посвященная дочери, «Isn’t She Lovely» со временем стала поп-стандартом, а сэмплы трека «Pastime Paradise» через два десятилетия украсят хит Coolio «Gangsta’s Paradise». Как и следовало ожидать, LP «Songs in the Key of Life» был назван альбомом года по версии Grammy.<br> Альбом имел и еще одно важное последствие - он стал той вершиной, с которой неизбежно начинается спад, с ним завершился самый плодовитый и интенсивный период в творчестве музыканта. Вложив столько сил, столько творческой энергии в этот релиз, за следующие три года Уандер не издал ни одной новой записи.<br> Только в 1979 году перерыв в дискографии завершился появлением новой пластинки «Journey Through the Secret Life of Plants». Эта подборка в основном инструментальных композиций представляла собой саундтрек к документальному фильму, который никогда так и не был снят. Хотя на альбоме было всего несколько песен, включая хит «Send One Your Love», даже симфонический эскапады в исполнении Стиви Уандера приводили публику да и критиков в восторг. Альбом моментально оказался в первой пятерке поп-чарта.<br> Уже через год в активе музыканта была новая студийная работа совсем другого толка. Дабы ни у кого не возникло никаких сомнений в том, что он ушел в элитарные дебри, он записал стопроцентный поп-альбом «Hotter Than July» (1980). Пронизанная ритмами реггей песня «Master Blaster (Jammin’)» вернула имя Уандера в Тор 5 США. Композиция «Happy Birthday» с большим успехом использовалась в широкой кампании за признание дня рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. Уандер был одним из самых активных участников этой акции. (Кампания достигла успеха только с приходом к власти Рональда Рейгана, и первый день рождения Кинга был всенародно отпразднован 15 января 1986 года. Одной из центральных фигур торжественного концерта стал, конечно, Стиви Уандер.) С художественной точки зрения «Hotter Than July» оказался заметно слабее его релизов середины 70-х, но это все равно была работа мастера. А поклонники настолько заждались возвращения своего кумира и с такой любовью относились ко всему, что выходило из его студии, что - как это ни странно - именно этот диск стал первым обладателем платинового сертификата в его карьере.<br> <br> В 1981 году Уандер приступил к созданию новой пластинки. Работа над ней надолго затянулась, релиз несколько раз откладывался, поговаривали, что артист исчерпался и не в состоянии вернуться в хорошую творческую форму. Однако за эти несколько лет у музыканта было немало проектов и помимо своего альбома. В 1982 году вышел его дуэт с Полом Маккартни «Ebony and Ivory», посвященный гармонизации межрасовых отношений. Сингл стал хитом номер один во многих странах. Вскоре музыкант подготовил компиляцию лучших треков «Original Musiquarium I», охватывавшую его релизы 1972-82 годов. Издание включало четыре новых песни, из которых две стали популярными хитами: «That Girl» и «Do I Do» (записанная вместе с Dizzy Gillespie). В 1984 году он написал звуковую дорожку к комедии Джина Уайлдера «The Woman in Red». Эту работу нельзя было назвать полноценным альбомом Стиви Уандера, но в фильме прозвучала прекрасная лирическая композиция «I Just Called to Say I Love You». Песне суждено было стать самым популярным и растиражированным хитом в биографии музыканта, его визитной карточной и упорным лидером многочисленных американских чартов. Горячо любимый поклонниками и язвительно осмеянный критиками (как слишком простой и даже глуповатый), этот хит тем не менее завоевал премию Oscar как лучшая песня из кинофильма.<br> Только в 1985 году Уандер в конце концов завершил работу над новым альбомом, которая растянулась на пять лет. Диск «In Square Circle» появился в продаже, предваряемый синглом «Part Time Lover» - последним в его сольной карьере лидером поп-чарта. Еще несколько сильных песен (даже если их синтезированные аранжировки звучали уже вполне стандартно) способствовали тому, чтобы лонг-плей «In Square Circle» достиг миллионного тиража. А коллекция наград артиста пополнилась еще одной Grammy за лучший R&B-вокал.<br> <br> Студийная работа 1987 года «Characters», его последний релиз в 80-е годы, был популярен в основном у черной аудитории. Он возглавил чарт ритм-н-блюза и отпочковал хит «Skeletons». Возвращения музыканта с новой работой пришлось ждать четыре года. Очередным релизом стал саундтрек к фильму «Jungle Fever» режиссера Спайка Ли, который вышел на экраны в 1991 году. И снова прошло целых четыре года, прежде чем в продаже появилась подборка нового материала «Conversation Peace» (1995). Публика отреагировала на альбом вяло, зато организаторы Grammy думали иначе и присудили синглу «For Your Love» победу в двух номинациях в жанре ритм-н-блюза: «лучшая песня» и «лучший мужской вокал».<br> Именно тогда рэппер Coolio неожиданно реанимировал старый хит Уандера «Pastime Paradise», сэмплировав его в энергичном рэп-треке «Gangsta’s Paradise». Сингл Coolio стал одним из самых ярких бестселлеров года. Музыкант воспрянул духом и по горячим следам записал еще один хитовый дуэт с Babyface «How Come, How Long» (1996 год).<br> Последний на сегодня альбом музыканта «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского Billboard 200. Она получила массу положительных отзывов от критиков и достигла золотого статуса по итогам продаж на территории США.<br> Летом 2007 года после 20-летнего перерыва Стиви Уандер решил вернуться к активной музыкальной деятельности, начав американское турне «A Wonder Summer’s Night». Оно стартовало 23 августа концертом в Сан-Диего и прошло в 13 городах, завершившись в Бостоне 20 сентября.
    Количество участников:
    48