
Неделю назад я случайно наткнулся в Интернете на видеоролик с танцем Владимира Шубарина. И сразу нахлынули воспоминания…
К сожалению, сейчас имя этого замечательного человека – безусловно, лучшего эстрадного танцора нашей страны 1960-1980 годов – помнят только мои ровесники, а тем, кто ещё не перешагнул рубеж 45 лет, оно почти совершенно не известно.
И потому мне захотелось оживить образ Владимира Шубарина, рассказать о нём тем, кто помнит и тем кто не помнит его замечательное искусство – тем более, что сегодня
Владимиру Александровичу Шубарину исполнилось бы 77 лет.
Он родился 23 декабря 1934 года в городе Сталинск (сейчас – Новокузнецк) нынешней Кемеровской области.
С детства Владимир занимался в художественной самодеятельности, обучался народным танцам. Уже в раннем возрасте его талант проявился настолько ярко, что в 1954 году этот
16-летний мальчик из заштатного сибирского городка был принят солистом в
танцевальную группу знаменитого Хора имени Пятницкого. Во время работы в там он
продолжил обучение танцевальному искусству в Московском хореографическом
училище.
После призыва в 1954 году на срочную воинскую службу Шубарин продолжил карьеру танцора в различных армейских ансамблях, «дослужившись» в итоге до должности солиста
главного армейского коллектива СССР - Ансамбля песни и танца имени Александрова. В 1962 году он стал работать в Москонцерте.
Все эти годы Владимир в поисках своего собственного танцевального стиля продолжал изучать классический танец, современные и джазовые танцы. И достаточно быстро ему
удалось создать свой собственный уникальный танцевальный стиль, в котором
переплетались элементы и народного танца (не только русского, но и зарубежного – прежде всего негритянского и испанского), и балета, и джаза, и рок-н-ролла… Чего только там не было намешано – даже пантомима! Тем не менее, все эти непохожие друга на друга танцевальные стили в исполнении Шубарина сочетались самым естественным образом!
Отличительными чертами шубаринского танца стала высочайшая техника, включая сложнейшие пируэты и фантастически лёгкие высокие прыжки, а также непринуждённая манера держаться на эстраде в образе простого обаятельного парня и заразительная
жизнерадостность.
Я забыл упомянуть о том, что наверное, первым вспоминается при мысли о Шубарине – он был лучшим в нашей стране исполнителем любимого мною степа.
Примерно в середине 1960 годов Владимир Шубарин попал в поле зрения нашего телевидения и с его помощью быстро превратился в народного любимца, самого популярного танцора страны.
В конце 1960 годов Шубарин создал свою сольную танцевальную программу под названием «Танцы в современных ритмах», в 1977 году – свой первый танцевальный коллектив, который просуществовал три года, а в1984 году – второй такой коллектив «Танцевальная машина», просуществовавший до 1989 года. В этих коллективах сам он был солистом.
За годы своей артистической карьеры Владимир Шубарин дал гастроли более чем в сорока странах мира и везде его танцы пользовались громадным успехом.
Однако в середине 1980 годов у Шубарина обнаружился тяжёлый артрит – болезнь сама по себе неприятная, а уж для профессионального танцора… У Владимира стало болеть
бедро, и, когда врачи сделали снимок, выяснилось, что хрящ у него стерся. Из-за этого нога стала короче на два сантиметра. Врачи запретили танцевать, а ходить посоветовали с палочкой или костылями. Несколько лет Шубарин через силу продолжал танцевать, но в конце концов из-за этой, преследовавшей его до последних дней жизни болезни он вынужден был прекратить выступления на эстраде.
До сих пор я говорил о Шубарине только как о непревзойдённом танцоре, с которым в нашей стране мог сравниться, пожалуй, только Махмуд Эсамбаев, танцевавший совсем в
другом стиле. Кроме этого, он был прекрасным балетмейстером и хореографом, а также очень интересным актёром. В 1969 году он снялся в знаменитом фильме «Опасные гастроли», главную роль в котором блестяще исполнил друг Шубарина Владимир Высоцкий, а в 1978 году вместе с Аллой Пугачёвой - в фильме «Женщина, которая поёт». Причём в последнем он спел в дуэте со знаменитой певицей – по мнению многих специалистов спел ничуть не хуже, если не лучше её.
Шубарин вообще был интересным певцом. С конца 1960 годов он часто выступал в этом качестве, аккомпанируя себе на гитаре и исполняя песни собственного сочинения. Как певец он даже записал три альбома. Правда, репертуарчик у него был «ещё тот» - Шубарин сочинял и исполнял песни в стиле нелюбимого мною русского уголовно-тюремного шансона.
Скончался Владимир Шубарин от инфаркта 16 апреля 2002 года. Похоронен он на Востряковском кладбище в Москве.
Незадолго до кончины Шубарин сдал в издательство очень интересную книгу мемуаров «Танцы с барьерами», вышедшую в свет в 2008 году.
В заключение хочу показать несколько видеороликов с танцующим Владимиром Шубариным, а также аудиозапись, пожалуй, лучшей его песни «От жажды умираю над ручьём», написанной по мотивам стихов знаменитого французского поэта средневековья Франсуа Вийона.
Один из первых ставших знаменитыми танцевальных номеров Шубарина: 1961 год, только что в космос слетал Юрий Гагарин, а Шубарин уже танцует "Танец космонавта":
"Красный дьяволёнок":
1965 год, "Голубой огонёк". ...Да, на таком "пятачке" сильно не распрыгаешься!
"Танец пьяного официанта":
А здесь Шубарин уже не только танцует, но и поёт: "Фрак".
1969 год. Пародия на безумно популярную тогда "Летку-енку":
1966 год. Снова - "Голубой огонёк":
1978 год, "Женщина, которая поёт":
От жажды умираю над ручьемВладимир Шубарин03:07Перейти к аудиозаписи