• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • ГЕННАДИЙ ПЕТРУШОВ
    02-10-2012 20:39
    2 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА

    Василия Шукшина беспокоило, что мужчины в его роду не умирали своей смертью...
    Автор Владимир МАХИНЬКО http://kletskrai.net/oni-sr...



    ШУКШИНА ОЧЕНЬ ВОЛНОВАЛА ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

    Хотя и прошло много времени с той роковой ночи 2 октября 1974 года, когда на съемках фильма «Они сражались за Родину» в каюте теплохода «Дунай» обнаружили мертвого Василия Шукшина, но до сих пор не до конца выяснено, что же на самом деле произошло в ту страшную ночь.Об этом я говорил с вдовой писателя, кинорежиссера и актера Лидией Николаевной Федосеевой-Шукшиной спустя десять лет (во время моей работы в Москве). Эту же информацию подтвердила Лидия Николаевна и в недавнем телефонном разговоре.
    Так вот, по словам вдовы Василия Макаровича, в ту роковую ночь на теплоходе «Дунай» произошло убийство. Официальную версию, что у Шукшина отказало сердце, отвергает. Потому что Василий Макарович никогда не жаловался на сердце. К тому же, как раз перед съемками фильма «Они сражались за Родину» режиссер Сергей Бондарчук устроил Шукшина на обследование в самую лучшую «кремлевскую» больницу. Врачи не нашли никаких проблем с сердцем. Лечащий врач, по словам очевидцев, просматривая кардиограмму Шукшина, заявил: «Сердце у тебя крепкое, пока кофе пей, а курить лучше бросай!». И поныне у Лидии Николаевны хранятся эти кардиограммы.

    Не выдерживают критики и слухи о беспробудном пьянстве Шукшина, которое якобы и свело его в могилу. Лидия Николаевна утверждает, что Василий Макарович, хотя в молодости и употреблял спиртное, но за восемь лет до кончины завязал раз и навсегда. И это произошло после короткого разговора с одним доктором, лечившим еще Сергея Есенина. Шукшин после того разговора сказал: «Только сам я, без лекарств, кузнец своего тела. Надо обуздать себя. И стал я сторожить свое тело и язык. Все свои пороки гашу работой».
    Даже в Чехословакии он не попробовал пива. А в гостях у самого Шолохова не пригубил стопку, когда патриарх советской литературы произнес тост в его честь. На что Михаил Александрович очень обиделся: «Буду в Москве у тебя, чашки чая не трону».
    На вопрос, почему Лидия Николаевна решила, что произошло убийство на теплоходе «Дунай», она ответила, что сам Сергей Федорович Бондарчук публично однажды признался: «Да, вначале у меня было подозрение, что Васю отравили». Но спустя некоторое время уже говорил совершенно другое. Но вот что удивляет Лидию Николаевну: почему ни Сергей Бондарчук, ни Георгий Бурков, ни Юрий Никулин, ни Вячеслав Тихонов, ни один человек так и не встретился с вдовой, не поговорил откровенно, что же случилось на самом деле?
    Лидия Николаевна сама пыталась расследовать и расспросить тех, кто последним видел Василия Макаровича. Но Георгий Бурков каждый раз приезжал по приглашению вдовы с женой, дочкой или зятем. Хотя с Бондарчуком приходилось возить на различные кинофестивали фильм «Они сражались Родину», Сергей Федорович старался избегать встречи один на один.



    Существует, по словам Федосеевой-Шукшиной, две разные фотографии. Одна – официальная, которую публиковали все средства массовой информации, где Василий Макарович лежит, будто спит. Ее делали криминалисты. Но в музее киностудии имени Горького есть другие фотографии. Их видели единицы. Их видела жена Александра Панкратова-Черного Юля, которая дружна с директором музея Марком Волоцким. Так вот, на тех снимках он, распластавшись, лежит среди каюты, а на правой стороне лица – огромное темное пятно.
    Присутствовавшая при нашем разговоре дочь Маша подтвердила, что о подозрениях в неестественной смерти отца рассказал ей Георгий Бурков. Он рассказал, что за день-два до смерти отца на площадке, где снимался фильм «Они сражались за Родину», появился какой-то незнакомый человек. И никто не знал, откуда он и с какой целью шатался там. А исчез он сразу же после смерти Василия Макаровича. Кстати, на той фотографии, которую показал Маше Бурков, были видны разбросанные в беспорядке рукописи и вещи. Это никак не вяжется с фотографией криминалистов, где Василий Макарович лежит в ухоженной каюте, прикрытый одеялом, словно спит.
    Вызывают сомнение у Лидии Николаевны и сапоги, которые запечатлены на официальной фотографии возле изголовья мертвого Шукшина. Он был всегда очень аккуратным и сапоги ставил у входа в каюту. Встречалась вдова и с жителями станицы Клетская на Дону, где снимали фильм. Председатель Клетского комитета по культуре Николай Дранников, по чьей инициативе ежегодно в станице проводятся Дни памяти Шукшина, уверен, что Василия Макаровича убили. Он видел несколько посмертных фотографий Шукшина. На одной из них Василий Макарович лежит на койке лицом к перегородке. На той, что в книге кинооператора Заболоцкого, – уже лицом к двери. А еще есть, где Шукшин стоит на коленях перед кроватью, голова упала на руки. Николай Иванович недоумевает, почему вдову Героя Советского Союза Евгению Яковлевну Платонову, которую утром 2 октября следователь Клетской прокуратуры Владимир Марахтанов взял в качестве понятой на осмотр места смерти Шукшина, привели совсем не в ту каюту.
    Вскрытие производили в областной больнице Волгограда. На вскрытие Шукшина специально из Москвы прилетал главный патологоанатом, профессор Георгий Автандилов. Все материалы он потом забрал с собой в столицу. В справке-заключении о смерти от руки было написано: «Сердечная недостаточность».
    Тело Шукшина в цинковом гробу доставили из Волгограда в Москву на военном самолете. Гроб был упакован в громадный деревянный ящик с четырьмя ручками. Прилетели Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, оператор Юсов. Привезли тело в институт Склифосовского. Попросили сделать повторное вскрытие, чтобы выяснить причину смерти. Им отказали в просьбе. Несколько дней решался вопрос, на каком кладбище хоронить Шукшина. Пока Бондарчук не обратился к Брежневу. Дали место на Новодевичьем кладбище. Поехали в морг института Склифосовского, чтобы старушки по христианскому обычаю обмыли и одели Василия Макаровича. И что же? Ящик раскурочен, цинковый гроб вскрыт. Кто это сделал и для чего?
    По словам Лидии Николаевны, ШУКШИНА ОЧЕНЬ ВОЛНОВАЛА ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. Он был убежден, что поэта убили, а уж потом инсценировали самоубийство. А еще Василия Макаровича беспокоило то, что мужчины в его роду не умирали своей смертью. Он даже список составил. Отца Макара Леонтьевича — простого плотника и великого трудягу – арестовали ОГПУ и расстреляли в 1933 году. Отчим погиб в годы Великой Отечественной войны. Дядя Иван — тоже расстрелян ОГПУ, дядя Михаил — 18 лет отсидел на Колыме в лагерях и там погиб. Дядя Василий — в четвертый раз попал в тюрьму. Дядя Федор — умер в тюрьме. Дядя Иван Козлов — погиб на фронте. Дядя Илья — еще в финскую погиб на фронте. Дядя Петр — погиб на фронте. Двоюродный брат Иван — убит сыном из ружья. Двоюродный брат Анатолий — трижды сидел в тюрьме, потом погиб. И вот одиннадцатым в списке оказался Василий Макарович.



    Лидия Николаевна призналась, что существует жуткая вещь, когда с актерами часто повторяется в жизни то, что они играли в кино. Вот и в роли Егора Прокудина в «Калине красной» гибнет герой, сыгранный Василием Макаровичем. И в жизни это повторилось. Как-то кинорежиссер Павел Чухрай предложил младшей дочери Шукшина Оле главную роль в фильме «Вор». Но Оля отказалась только потому, что эта героиня умирает в конце фильма. Старшая дочь Маша тоже отказывается от подобных ролей. Лидия Николаевна вспомнила, как впервые прочитала сценарий картины «Они сражались за Родину», где ей предлагалось сыграть роль вдовы. Это при живом-то муже?! Но Василий Макарович ее успокаивал: «Да ты играй не вдову, а женщину». Увы, роль оказалась пророческой.
    Кстати, в последний вечер 1 октября с почты Василий Макарович с друзьями-актерами Ваниным, Губенко, Бурковым отправился в баню к станичнику Захарову. И надо же – въезжая во двор, задавили любимого кота хозяина! Шукшин, никогда прежде не замеченный в суеверии, почему-то сильно расстроился: «Это к несчастью!». Ночью грянуло несчастье, болью поразившее великую страну. Ведь Шукшина знали многие, а потеряли все...
    Спросил я Лидию Николаевну, каким был тот 1974 год, когда умер муж. Она ответила односложно — счастливым. В тот год ездили в санаторий. После 10 лет подготовки Василий Макарович приступал к съемкам фильма «Степан Разин». Шукшин согласился играть роль шахтера Лопахина в фильме Бондарчука «Они сражались за Родину» только потому, что Сергей Федорович пообещал «пробить» в верхних эшелонах киношных властей съемку «Степана Разина». Андрей Тарковский Шукшину прочил славу режиссера номер один, после того как эта работа будет завершена. И еще в 1974-м семья Шукшиных ждала ребенка. Василий Макарович был уверен, что это будет сын. Об этом он говорил всем. Но после трагической смерти Шукшина наследник так и не появился на свет.
    В том же 1974 году Василий Макарович написал: «Шолохов перевернул меня. Он мне внушил — не словами, а присутствием своим в Вешенской и в литературе, что нельзя торопиться, гоняться за рекордами в искусстве, что нужно искать тишину и спокойствие, где можно осмыслить судьбу народа. Я лишний раз убедился, что занимаюсь не своим делом. Сейчас я должен подумать о коренном переустройстве своей жизни. Наверное, придется с чем-то распроститься — либо с кино, либо с театром, либо с актерством. А может быть, и с московской пропиской...».
    Версий о смерти Шукшина несколько. Волгоградский доктор говорил, что смерть наступила от табачной или кофейной интоксикации. А может, еще от какой? Могли и убить. У него хватало врагов. Собратья по искусству не могли простить сибирскому мужику в кирзовых сапогах, что потеснил всех их, именитых лауреатов, маститых, забронзовелых. Они и гнобили его все годы. Писали «наверх» разгромные рецензии. Это по их «рекомендациям» безбожно «кастрировали» «Печки-лавочки», «Калину красную». И еще в 1970 году именно эти кинодеятели поставили крест на мечте жизни Шукшина — картине «Степан Разин». В пору мрачного застоя, после разгрома «пражской весны», фильм о бунтовщике был для властей опасен. Разве могли власти допустить такое? А Шукшина в стремлении снять картину могла остановить только смерть. И она остановила. Или остановили?..
    Не хватает Шукшина как честного художника, скроенного, составленного от начала и до конца из одних болей, порывов, любви и таланта человека, который нес в себе все страдания и понимал, что для народа полезно и что губительно. Нетрудно догадаться, на чьей стороне был бы он в наши дни. Он имел свою позицию и успел сказать о ней честно и недвусмысленно...



    http://mysoch.ru/sochineniy...
    Очень любил Василий Шукшин Сергея Есенина. Вспоминает мать: "О Есенине–то Вася не просто говорил, а любил даже его. И стихи мне его читал. Не успеешь послушать, а он их уже на память знает". Сам Василий Макарович говорил так: "Вот жалею: Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает. Здесь прожито ровно с песню".
    Ровно с песню и так же щемяще прожил и Василий Шукшин.

    «ПОМНИМ ТЕБЯ. ЛЮБИМ» http://www.esenin.ryazan.ru...

    Есенина назвали «самым русским поэтом», Шукшина – «самым русским писателем». О Есенине писали: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». И о Шукшине – другими словами – то же: «Будучи максималистом во всем, Шукшин-художник неистово раздавал свой талант». В творческой личности Есенина критики видят «отдаленного родоначальника литературного течения «деревенская проза», из «наиболее значительных голосов которого самый известный и любимый принадлежит сибиряку В.Шукшину». С личностью и творчеством Сергея Есенина Василий Шукшин так неразделим, что всё, сказанное о Шукшине, можно сказать и о Есенине: «Он любил людей, он бы за человека свою душу отдал, а людям – и свою жизнь»; «Его произведения убедительно свидетельствуют о величии искусства, несущего людям правду». И своих единственных они неистово любили, и так же одинаково были неудержимы в проявлении своей нетерпимости к ним. Так, однажды Есенин в Райх запустил чернильницу, а Шукшин в Федосееву-Шукшину, как она сама вспоминала, - топор. «Калина красная» Василия Шукшина, триумфально обошедшая все континенты и принесшая ему мировую славу, так созвучна с творчеством Сергея Есенина, что весь этот фильм Шукшина я могла бы озвучить словами Есенина.

    Творчество Василия Шукшина по природе своей и воплощению так поэтично, что его порой называют не писателем, актёром, режиссёром и сценаристом – поэтом: «Этот поэт сумел привести в движение наши наиболее глубоко скрытые пласты самыми простыми средствами. Он сумел вобрать в своё творчество все источники русской художественной традиции, чтобы говорить нам о России».

    «Помним тебя. Любим», - написал в 1970 году Василий Шукшин Сергею Есенину, прислав в музей свою книгу «Там, вдали». И теперь, в унисон прозвучавшей в нас его щемящей песне, мы говорим Василию Шукшину: «Помним тебя. Люби
    Комментировать