Король танцует или Великий Жан Батист Люлли
Эта статья была написана мной под впечатлением фильма "Король танцует", где рассказывается о жизни королевского двора при короле Людовике XIV (XVII в). Безусловно, что главной фигурой этого фильма является Ж.-Б. Люлли. Даже Мольер играет в фильме второстепенную роль. Все главные герои фильма представляют собой антураж, окружение, которое необходимо для поддержания образа великого французского композитора. Немного исторических фактов (материал из Википедии):Родился в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Люлли (итал. Lulli) и его жены Катерины дель Серо. Рано научился играть на гитаре и скрипке, разыгрывал комические интермедии, превосходно танцевал. Первые уроки музыки получил у францисканского монаха. Церковь святой Луции во Флоренции, где был крещён ЛюллиВо Францию Люлли приехал в марте 1646 г. в свите герцога де Гиза, в качестве слуги его племянницы, м-ль де Монпансье, которая практиковалась с ним в итальянском. Он быстро завоевал доверие хозяев и был приставлен к м-ль де Монпансье пажом.В 1653 г. терпит поражение Фронда против Людовика XIV, в которой м-ль де Монпансье принимала активное участие. Её ожидает ссылка в замок Сен-Фаржо. Люлли, чтобы остаться в Париже, просит освободить его от должности, а спустя три месяца танцует при дворе в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада. Произведя благоприятное впечатление на короля, он вскоре заменяет итальянца Ладзарини в должности композитора инструментальной музыки.Свою службу при дворе Люлли начал, сочиняя музыку к балетам (ballets de cour) и танцуя в них вместе с королём и придворными. Изначально отвечая только за инструментальную часть, он достаточно быстро взял в свои руки работу над вокалом (вокальные номера до середины XVIII в. были такой же принадлежностью балета, как и танец). Среди произведений Люлли 1650-60-х годов — балеты Времени, Флоры, Ночи, Времен года, Альцидианы и др. Все они следуют традиции, чрезвычайно популярной при французском дворе в первой половине XVII в и восходящей ещё к «Комическому балету королевы» 1581 г. Балеты, в которых выступали как члены королевской семьи, так и простые танцоры (и даже музыканты — играя на скрипках, кастаньетах и т. п.) представляли собой последовательность песен, вокальных диалогов и собственно антре, объединённых общей драматургией или развернутой аллегорией (Ночь, Искусства, Удовольствия). Порой — особенно при Людовике XIII — темы их могли быть весьма экстравагантными («Балет конторы знакомств», «Балет невозможностей»), однако при новом дворе и в новую эпоху, тяготевшую к более ясным и классическим образам, Люлли, как музыкант, проявил себя, не столько изображая нечто необычное, сколько целым рядом формальных нововведений. Так в 1658 году в «Альцидиане и Полександре» впервые звучит т. н. «французская увертюра» (grave-allegro-grave — в противоположность итальянской «синфонии»: allegro-grave-allegro), ставшая визитной карточкой Люлли и впоследствии — всей национальной школы; в 1663 году в «Балете Флоры» — также впервые в истории — композитор вводит в оркестр трубы, исполнявшие до того лишь полуслужебную функцию фанфар.В 1655 г. Люлли возглавляет ансамбль «Малых скрипок короля» (фр. «Les Petits Violons»). Его влияние при дворе постепенно растёт. В 1661 г. он получает французское гражданство (именуя при том своего отца «флорентийским дворянином»), а также должность «композитора камерной музыки». В 1662 г., когда Люлли женится на Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламбера, свадебный контракт скрепляют Людовик XIV и королева-мать Анна Австрийская.В 1658 г. в Париже дебютирует Мольер. В 1663 г. Людовик XIV назначает ему пенсию в 1000 ливров, как «превосходному комическому поэту» и заказывает пьесу, где он сам будет танцевать. Мольер сочиняет комедию-балет «Брак поневоле». Под его руководством работают хореограф Бошан и Люлли. С этой постановки начинается многолетнее сотрудничество Люлли и Мольера. Вместе они сочиняют «Брак поневоле» (1664), «Принцессу Элиды» (1664), «Любовь-целительницу» (1665), «Жоржа Дандена» (1668), «Господина де Пурсоньяк» (1669), «Блистательных любовников» (1670) и «Психею» (1671, в сотрудничестве с Корнелем). 14 октября 1670 г. в замке Шамбор впервые представлена их самая знаменитая совместная работа — «Мещанин во дворянстве» (28 ноября спектакль был показан в театре Пале-Рояль с Мольером в роли Журдена и Люлли в роли Муфтия). Объём материала, принадлежащего в комедии собственно Люлли сопоставим по размеру с мольеровским и состоит из увертюры, танцев, нескольких интермедий (в том числе турецкой церемонии) и завершающего пьесу большого «Балета наций».3 марта 1671 г. в Париже открылся первый во Франции оперный театр. Его директор, получивший королевскую привилегию Пьер Перрен, поставил на сцене «Помону» — пастораль собственного сочинения, положенную на музыку Робером Камбером. Опера имела огромный успех и выдержала 146 представлений менее чем за год (ажиотаж и нехватка мест привели к тому, что специальный ордонанс под страхом каторги закрыл доступ в театр пажам и ливрейным лакеям). Несмотря на этот триумф Перрен, запутавшийся в долгах, вскоре оказался в тюрьме. Люлли, тонко чувствовавший настроения как короля, так и публики, прервал сотрудничество с Мольером и в 1672 г. выкупил у Перрена привилегию на постановку оперы; а чтобы закрепить положение, получил у короля ряд дополнительных патентов, которые доставили ему над французской музыкальной сценой практически полную власть. Вопреки расхожему мнению Люлли не вступал в конфронтацию с мольеровской труппой: она одна, кроме него, могла использовать в спектаклях большой оркестр (как правило, оркестр самой оперы, которая в эти дни представлений не давала).«Кадм и Гермиона» — первая опера Люлли — написана на либретто Филиппа Кино на сюжет, выбранный королём из нескольких вариантов. Премьера состоялась 27 апреля 1673 г. в театре Пале-Рояль (после смерти Мольера король передает его Люлли). Одной из главных черт новой оперы стала особая выразительность мелодекломации. По свидетельству современников Люлли часто ходил слушать игру великих трагических актёров. Причем оттенки этой игры — паузы, повышение и понижение тона и пр. — тут же курсивом наподобие стенографии воспроизводил в своем блокноте. Он сам подбирал себе музыкантов и певцов, сам воспитывал их, руководя репетициями и дирижируя со скрипкой в руках. Всего им сочинено и поставлено тринадцать трагедий на музыке: «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изида» (1677), «Психея» (1678, оперная версия трагедии-балета 1671 г.), «Беллерофонт» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685) и «Армида» (1686). Опера «Ахилл и Поликсена» (1687) на стихи Жана Гальбера де Кампистрона уже после смерти Люлли была закончена его учеником, Паскалем Колласом. К этому ряду можно добавить «героическую пастораль» «Ацис и Галатея» поставленную в 1686 г. и неоднократно возобновлявшуюся.15 февраля 1686 г. была впервые исполнена последняя и, как принято считать, лучшая опера Люлли, «Армида». Сотрудником его, как и в большинстве других случаев, выступил Кино, взявший сюжет из «Освобожденного Иерусалима» Т.Тассо. В отличие от предыдущих «трагедий на музыке» премьера «Армиды» состоялась в Париже, а не при дворе. После брака с м-м де Ментенон, сторонившейся театра и оперы, как и вообще — светских развлечений, и, особенно, после известного случая в 1685 году (когда члены семьи, вернувшись с прогулки, застали Люлли в довольно двусмысленной ситуации с жившим в доме пажом), король, в равной мере прислушивавшийся к жене и избегавший скандалов, отдалился от композитора. 8 января 1687 г., дирижируя Те Деумом по случаю выздоровления короля, Люлли поранил ногу наконечником трости, которой в то время отбивали такт. Рана развилась в нарыв и перешла в гангрену. 22 марта 1687 г. композитор скончался.Итак, некоторые факты из Виипедии присутствуют в фильме, однако есть в фильме моменты, которые не совсем точно отражают действительность. В частности, увлечение Люлли оперой. Как известно по историческим данным, Люлли всегда привлекала итальянская трагедия с музыкой. Изучая её первые образцы (вероятно, это началось ещё в Италии), он всегда мечтал создать французский вариант оперы, совершенно отличный от итальянских опер. Королевский двор, будучи наполнен итальянцами (их туда привёз всесильный кардинал Мазарини), время от времени развлекался постановками своего национального театра. Увы, французам совершенно было чуждо подобное развлечение и даже одарённый музыкант и композитор Луиджи Росси не смог пробудить у публики интереса к опере. Тем не менее, французские музыканты увлеклись самим принципом оперы, её художественной идеей и влиянием на развитие музыкального искусства в целом. В 1659 году Робер Камбер (в фильме он выступает как придворный композитор королевы-матери и злейший враг Люлли) поставил "Пастораль" - можно сказать, первую французскую оперу. Успех постановки заставил поэта Перрена (он писал либретто к "Пасторали") просить короля о выдаче патента на создание оперного театра, который делал его и Камбера полноправным хозяином французской оперы. Их первая опера "Помона" имела во Франции успех и повторялась несколько раз, однако уже вторая опера Камбера ("Горести и радости любви") была встречена публикой прохладно. Перрен и Камбер тут же разорились и создание национальной оперы перешло в руки Великого Люлли. В фильме показано, что утрата Камбером и Перреном патента происходит в связи с интригами Люлли (многие искусствоведы поддерживают эту версию). На мой взгляд, всё развивалось совершенно иначе. Достаточно сравнить две личности: Камбера и Люлли, чтобы сказать, кто из них мог претендовать на право создания национальной оперы. Итак, Люлли имел сильный волевой характер, к его мнению прислушивался даже король. Не будучи французом по рождению, он ощущал себя французом в большей мере, чем кто либо другой. Его увлечение балетом и танцами только лишний раз доказывают это. Его гениальная игра на скрипке сводила всех с ума, а музыка его редко кого оставляла равнодушным, и не было человека, который бы сказал, что она итальянская. Разумеется, что если бы кому и суждено было создать французскую оперу, то только ему. Что же представляют собой произведения Камбера? Копирование итальянских опер (в основном, Луиджи Росси). Но французы слишком заносчивы, чтобы преклоняться перед иностранным искусством. Опере они предпочтут балет или комедии Мольера, пусть даже она поставлена на французском языке. Теперь решите сами для себя: кто мог создать национальную оперу - Камбер с его копированием итальянских опер или Люлли, которого французы любили также как и короля? В фильме оперному периоду Люлли уделено очень мало внимания, в действительности, его оперы сделали его знаменитым не только во Франции, но и во всём мире. После того, как Камбер и Перрен разорились, Люлли решил выкупить патент на постановку опер. Он понимал, какая серьёзная задача стоит перед ним, ведь один неверный шаг и его постигнет та же участь, что и Камбера. Итак, он решил, что нужно полностью отойти от копирования итальянских опер и создать что-то своё, ни на что не похожее. Его оперы поистине гениальны. Они - полная противоположность итальянских опер. За 15 лет он создал прототип французской оперы, который будет служить шаблоном ещё более 100 лет после смерти композитора. Даже Берлиоз и Бизе не смогли устоять против влияния Великого Жана Батиста Люлли!Всех, кого заинтересовал фильм, могут скачать его по ссылке Король танцует. Также можете скачать диск с основными произведениями Люлли Ж.-Б. Люлли