app-rating-star app-vote-star arrow-in-circle collapsed-games person
  • Отдохни от забот
  • Стань королевой
  • Для милых дам
  • Руслан Русланов
    08-04-2012 23:01
    история страны: расказачивание - это геноцид народа
    Расказачивание: как это было


    24 января исполняется 90 лет со времени принятия постановления Оргбюро ЦК РКП(б), разосланного в виде циркулярного письма партийным работникам в казачьих регионах, положившего начало расказачиванию.

    Циркулярное письмо партийным работникам для остального народа было секретным. В главных его пунктах говорилось: "Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно", а также "беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью", "провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи".

    В первую очередь "циркулярка" кроваво прошлась в местах самого массового проживания казаков: на Дону, Кубани, Тереке, Урале, в Забайкалье, Приамурье.

    О том, как выполняли свои страшные задачи погубители казачества и православной веры, в наше время в своей проповеди рассказывал один из краснодарских священников. Каратели, расстреливая девять человек, умудрялись убить десять. Все очень просто: среди приговоренных были беременные женщины...

    И в ответ в марте 1919 года на Дону вспыхнуло казачье восстание. Его участники впервые высказали свои требования: "Мы подчиняемся власти Советов, но власть эта должна быть выбираема из среды своего населения, быть истинной выразительницей воли народа. Долой коммуну и расстрелы!".

    В марте 1919 года ЦК партии приостановил свою секретную директиву. Но каких-либо иных методов борьбы с непослушным народом большевики изобрести уже не могли. Сначала казачьи хутора и станицы сжигались, а лица, принимавшие прямое или косвенное участие в восстаниях, беспощадно расстреливались. Затем власти стали создавать вместо станиц волости. Менялись названия населенных пунктов. Советская власть насильственно вмешивалась в быт казаков, ликвидировала казачье самоуправление, принудительно загоняла народ в коммуны. К концу двадцатых годов социально-экономический уклад жизни казаков практически полностью был разрушен. А все, что обещала советская власть казакам в 1920 году на I Всероссийском съезде трудовых казаков, тут же было забыто.

    25 января 1931 года на Кубани была проведена обширная операция по депортации казачества. Около 9 000 семей (45 000 человек) из приморских и лесогорных районов Кубани и Черноморья были выселены в засушливые, не обустроенные районы Ставрополья и Сальские степи. Одновременно проводилось заселение казачьих земель другими жителями, причем зачастую с использованием принудительных методов. Борьба с казаками не прекращалась. Под лозунгами раскулачивания их стали высылать на Север. В 1937-1939 годах казаков объявили противниками колхозного строя, вредителями, врагами народа, шпионами различных иностранных разведок за то, что они находились некоторое время в Белой армии или в эмиграции. Смогли избежать этой участи те, кто не возвращался в родные места и затерялся на просторах России...

    Историческая правда о том, как циркулярное письмо подобно пиле-циркулярке прошлось по целому народу, крайне необходима сегодня. Это и свидетельство несломленного духа казаков, и залог возрождения казачества.
    Автор: Анатолий УШАКОВ
    http://ki-gazeta.ru/rubrics...


    Расказачивание и раскулачивание казаков в 20-е гг. XX в. (на примерах Майкопского отдела)

    З.А. Гобечия, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3
    ст. Абадзехской Майкопского района Республики Адыгея



    Среди трагических страниц в истории России XX в. особое место занимает судьба казачества. Одной из таких страниц является его расказачивание. О расказачивании историки впервые заговорили в 60-е гг., отмечая следующие этапы:

    1) конец XIX – начало XX вв.;
    2) революция и Гражданская война; «нэповское» время;
    3) «великий перелом» начала тридцатых.

    Каждый из этапов нуждается в осмыслении, в первую очередь, сквозь призму социального статуса казака. Наиболее «казачьим» регионом была Кубанская область, и процесс расказачивания затронул ее особенно сильно.

    Сначала Первая мировая война, затем Октябрьская революция прервали естественный процесс дифференциации российского общества, в том числе казачьего. Началась жесточайшая борьба за власть и передел имущества, которые привели к Гражданской войне, сопровождавшейся террором с обеих противоборствующих сторон. «Красный террор» стал политикой, оформленной специальными декретами государственной власти. В декабре 1917 г. созданная ВЧК проводила акции устрашения политических противников.

    Необычайный размах получил антиказачий террор. Особенно жестокие формы он приобрел на Дону, где, по некоторым подсчетам, было истреблено до 50% казачьего населения. Дон был объявлен «русской Вандеей» [1].

    В январе – феврале 1918 г. в Майкопском районе была установлена советская власть. Атаман Майкопского отдела Ф.В. Данилов покинул город [2].

    В станицах начались преобразования, сопровождавшиеся разорением крупных казачьих хозяйств, расстрелами, репрессиями. Эти преобразования были прерваны начавшейся Гражданской войной. Казачество раскололось на два противоборствующих лагеря – сторонников и противников советской власти. 6 декабря 1919 г. было принято «Обращение VII Всероссийского съезда Советов к трудовым казакам Дона, Терека, Кубани…», которое призывало казаков покидать белогвардейские банды и переходить на сторону советской власти: «Земель ваших советская власть не тронет… никого насильно не потащат в коммуну… кто не захочет идти в коммуну, будет иметь полную возможность жить своим хозяйством. Никакого насилия над совестью, никакого оскорбления церквей и религиозных обычаев. Советская власть… готова предать забвению ваши заблуждения… ваше преступное участие в борьбе с рабоче-крестьянской Россией» [3].

    В революционных событиях 1917 – начала 1918 гг. казачество заняло позицию нейтралитета. Занимая нейтральную позицию в борьбе красных и белых, казачество для новой власти было, тем не менее, одним из подозрительных формирований в России. Его крепкие землевладельческие традиции и опыт воинской службы создавали потенциальную угрозу для власти. В январе 1919 г. было принято постановление ЦК РКП(б) начать «беспощадную войну со всеми верхами казачества путем их поголовного истребления. Провести массовый террор вообще по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо, прямое или косвенное, участие в борьбе с советской властью… Конфисковать хлеб и заставить сдать все излишки в указанные пункты… Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи» [4]. Руководствуясь подобными директивами, ревкомы начали расказачивание, в результате которого, как признал один из его руководителей С. Сырцов: «Станицы обезлюдели» [5].

    Гражданская война подходила к своему завершению. К марту 1920 г. Красная Армия оказалась на территории Кубани, где почти не встретила сопротивления. Но вскоре борьба с мнимой контрреволюцией и ущемление интересов хлеборобов вызвали негодование всех слоев казачьего населения. Нейтралитет, о котором твердили казаки, не мог быть постоянным. Как только советская власть посягнула на казачьи земли, попытавшись их уравнительно разделить, нейтралитет закончился. Все это привело к нарастанию сопротивления новой власти. К началу лета 1920 г. в регионе активно проявляют себя бело-зеленые отряды генерала Фостикова, полковников Савицкого, Кирея, Лебедева, Поддубного, Татарова, Сухенко, Скакуна и др.

    Особую опасность для советской власти представляла Армия возрождения России генерала Фостикова (во многих документах он значится как «Хвостиков») [6]. Она насчитывала, включая резерв, до 30 тыс. бойцов. Дестабилизация обстановки в регионе привела к тому, что большевики объявили область на военном положении.

    Ранней весной 1920 г. генерал Фостиков был ранен. После гибели Кубанской армии он не стал эвакуироваться в Крым и остался из-за ранения в городе Армавире. Поправившись, Фостиков начал собирать в горных станицах силы для нового восстания. По его словам, «большевики первое время вели себя осторожно. Повстанчество началось только после того, как власти пытались отнять у казаков ¾ скошенной травы» [7].

    Кровавые события разыгрались в конце лета – осенью 1920 г. В казачьих станицах Майкопского отдела было убито более 900 казаков. Это привело к нарастанию повстанческого движения. Особенно мощным оно было в Майкопском, Лабинском и Баталпашинском отделах, а к осени 1920 г. еще более усилилось. Повстанческие отряды насчитывали 11 400 человек с 55 пулеметами и 6 орудиями [8]. Ставка Армии возрождения России под командованием М.А. Фостикова находилась в станице Верхнекардоникской. Он наладил тайные связи с П.Н. Врангелем через Тифлис. Фостиков сформировал в горах пластунский полк и кавалерийскую бригаду. К нему стали стихийно стекаться жители ближайших станиц. Среди тех, кто боролся против «красного террора», были жители станицы Абадзехской – М.Г. Барсуков, П.Г. Сотников, М.Г. Гришин и другие [9]. Жители станицы Дагестанской: Л.О. Коломыдченко, Ф.А. Мельников, Н.И. Омельченко, служившие в армии Деникина. А.П. Колмыков, И.А. Кириченко, А.И. Федорченко перешли к повстанцам, возглавляемым Фостиковым. На сторону повстанцев стали жители станицы ярославской под руководством своего атамана З.А. Бобрышева, жители других станиц Майкопского отдела [10].

    Бюро Кубано-Черноморского обкома РКП(б) принимает решение о скорейшем подавлении «бело-зеленых банд» (т.е. повстанцев) и о самых беспощадных мерах к ним с широкой публикацией фамилий расстрелянных. 22 июля 1920 г. был опубликован приказ РВС 9-ой армии, в котором сообщалось, что тех, кто будет активно помогать Врангелю или бело-зеленым, ожидают самые жестокие меры воздействия. По данным Реввоенсовета 9-ой армии, в Майкопском отделе насчитывалось 5 тысяч повстанцев. В Баталпашинском – 1 тысяча, в Лабинском действовало до 500 человек. Они располагали в общей сложности 64 пулеметами и 3 орудиями.

    Генерал Фостиков объявил в предгорных станицах мобилизацию казаков восьми возрастов. Вскоре он собрал значительные силы (до 16–20 тысяч казаков) и отважился на дальние рейды. С окончанием горячей поры полевых работ – около 15 августа отряды бело-зеленых значительно пополнились.

    Ф.Э. Дзержинскому было поручено заняться борьбой с «бандитизмом» [11]. В приказе Реввоенсовета Кубанской трудовой армии № 1247, подписанном В.А. Трифоновым и В. Гиттисом, подчеркивалось, что власть не мстит за прошлые преступления казачества, но «теперь всякий поднявший оружие против советской власти будет рассматриваться как закоренелый, сознательный и неисправимый враг трудящихся и будет беспощадно уничтожаться, а станицы разоряться. Население… несет ответственность за те преступления, которые совершаются на его территории» [12].

    К августу 1920 г. повстанцы сумели провести несколько удачных наступательных операций и взять инициативу в свои руки, а красные перешли к обороне в 7–8 км от Армавира. В начале августа военные действия шли уже на территории Лабинского и Майкопского отделов. К 20 августа армия Фостикова вышла на линию Тульская – Севастопольская – Махошевская – Ярославская – Костромская – Вознесенская – Урупская – Попутная. Бои шли на территории станиц Лабинской, Баталпашинской. В самом центре событий Гражданской войны оказалась и станица Абадзехская. Известно, что «белые вошли в станицу Абадзехскую 3 августа, их выбили из станицы 10 сентября 1920 г.» [13]. В станицах Даховской, Севастопольской, Каменномостской, Царской начинается восстание. Штаб повстанцев разместился в станице Царской. Руководил повстанцами полковник Крыжановский. Однако попытка контрнаступления не удалась, и повстанцы под натиском наступающих отрядов красных были вынуждены отступить сначала к станице Царской, а затем к станице Псебайской.

    Страницы: 1 | 2 | 3
    http://slavakubani.ru/read....


    Расказачивание: 1917 - 1947 гг


    Для наименования советско-германской войны 1941-45 годов коммунисты (до катастрофы 41-го года уверенно считавшие, что у них "нет отечества") приспособили позаимствованное из 1914 года название - Великая Отечественная. Однако к тому времени не прекращающийся все годы советской власти массовый террор против населения собственной страны уже сделал неизбежным то, чего прежде в России, при любом режиме, представить было невозможно. целые подразделения Красной армии складывали оружие перед наступающим противником, а многие населенные пункты встречали завоевателей хлебом-солью. Более того - огромное число бывших советских граждан с оружием в руках приняло участие в боевых действиях на стороне Германии. По разным подсчетам, их насчитывалось от одного до полутора миллионов человек ! И это при том, что вожди нацистской Германии долгое время противились созданию чисто российских подразделений и провозглашению русскими патриотами своего антикоммунистического правительства и вооруженных сил... Одной из наиболее активных, последовательных и организованных антибольшевицких сил при этом, как и на первом этапе Гражданской войны, стали казаки. А основной причиной этого стала политика советского руководства, направленной на физическое и духовное уничтожение казачества. Помню потрясение, каким для многих стали в конце 80-х годов прорвавшиеся в печать рассказы о "черных досках". Пожалуй, именно они (как и правда о голоде на Украине) впервые открыли в завершенном своем виде систему организованного, хорошо продуманного уничтожения народа - в данном случае казачества. Из свидетельств очевидцев стало яснее ясного: вовсе не о коллективизации как таковой думали вожди страны Советов 70 лет назад!.. *** Не вполне поначалу понятные слова из прошлого отцовской станицы - "голодомор", "саботаж" - я слышал давно. Бессознательно они воспринимались как что-то страшное и полузапретное в разговоре вне дома. Чаще всего поминал их мой дядя, Петр Михайлович, у которого я жил, приезжая в станицу. После долгих бесед на ночь этот самый "саботаж" представлялся не словом в обычном значении, а как что-то большое, черное, душное. Словно явление стихии, спускавшееся на пустые станичные улицы... Нашу Новодеревянковскую в 1932 году обрекли на вымирание.

    http://fstanitsa.ru/newtime...
    Рассказывает сосланная Забайкальская Казачка А.К. Большакова Отрывок из фильма: Казачество. Жизнь, после смерти!





    24 января отмечается День памяти жертв репрессий против казачества. В этот день в станицах, хуторах и городах Ставрополья прошли панихиды по казакам - жертвам революционного террора.



    Репортаж Александра Петровича Кузнецова.
    Более 300 терских казаков Горячеводской казачьей общины и других казачьих обществ Пятигорска во главе с атаманом Владимиром Владимировичем Пономарёвым приняли участие в траурных мероприятиях 24 января 2012 года. Литию у поклонного креста возле Лазаревского храма, установленного на месте массовых казней казаков, русских дворян и офицеров в 1918-19 годах, провёл лично епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. О событиях тех страшных лет Владыка, терский казак, уроженец г. Грозного, напомнил в своём слове перед литией: "Обманутые ложными и несбыточными обещаниями, многие в России тогда приступили к строительству светлого будущего, которое сразу же вылилось в братоубийство. Человека преследовали за его убеждения, за нательный крестик, за принадлежность к казачьему роду. Мы должны всегда помнить об этом страшном уроке и, конечно, мы должны помнить о наших предках, молиться за них".

    24 января 2009 г. В православном храме у могилы Ермолова, собрались казаки вспомнить начало расказачивания. 24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б), после обсуждения 6-го пункта повестки дня — Циркулярног о письма ЦК об отношении к казакам, принимает секретную директиву Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах


    93-я годовщина начала геноцида против казаков




    Январь богат праздниками, как Православными, так и светскими. Народ России вступает в новый год весьма торжественно, однако и здесь коммунистами было решено очернить столь яркий для страны месяц. Для казаков январь памятен еще и тем, что 24 января 1919 года была подписана Директива о начале геноцида казачьего народа. Эта директива положила начало кровопролитной бойни, унесшей жизни большинства сынов Тихого Дона, Кубани, Терека… Уничтожалась что ни на есть лучшая в России часть армии, способная выступить в качестве оплота монархических тенденций в стране. Коммунисты просто боялись казаков, они, выступая на тот момент в качестве власти, боялись народа, во главе которого они встали. А разве не так? Чего же они тогда шли ко власти? Зачем получали ее столь ужаснейшими способами, породившими Гражданскую войну? Чтобы истреблять народ, во главе которого они оказались? Тут уж есть над чем призадуматься. А сейчас КПРФ везде заявляет, что, дескать, современное казачество это предатели, и должны встать на поддержку коммунистических интересов. А с чегой то? Чтобы коммунисты вновь пришли к власти и повторили геноцид казачества? Мы что самоубийцы? Потому, казаки, голосующие за КПРФ, я к вам обращаюсь в первую очередь, задумайтесь! Вспомните сколько всего «хорошего» они сделали вашим прадедам! Вспомните, почему воду на Дону стала красно-багрового цвета! Вы хотите повторения этого? Вы хотите сами идти на плаху? Задумайтесь!
    В станице Старочеркасской прошли мероприятия, посвященные памяти донских казаков, погибших в годы массовых репрессий и ставших жертвами геноцида. Мероприятие началось с построения на майдане у Войскового Воскресенского собора, куда прибыли казаки Черкасского и Ростовского округов Всевеликого войска Донского, кадеты Аксайского Д. Ефремова казачьего кадетского корпуса, Шахтинского Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса и Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса. Затем в Войсковом Воскресенском соборе казаки и кадеты приняли участие в церковной службе, которую проводил протоиерей Сергей Николаевич Моргун - духовник Всевеликого войска Донского. Участники церковной службы во главе с отцом Сергием и Атаманом Всевеликого войска Донского казачьим генералом Виктором Петровичем Водолацким прошли крестным ходом от Войскового Воскресенского собора до Преображенской (Ратненской) церкви станицы Старочеркасской. В Преображенской (Ратненской) церкви состоялась заупокойная лития, посвященная памяти донских казаков, погибших в годы массовых репрессий и ставших жертвами геноцида. (Источник: http://russiancossacks.ru/i...)

    А вот и сам текст Директивы:
    "Циркулярно. Секретно. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую безпощадную борьбу со всеми верхами казачества, путем поголовного их истребления.
    1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо ,прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток к новым выступлениям против советской власти.
    2.Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.
    3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
    4. Уровнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.
    5. Провести разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
    6. Выдавать оружие надежным элементам из иногородних.
    7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах; впредь до установления полного порядка.
    8. Всем комиссарам, назначенные в те или иные поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указание".
    Вслед за директивой ЦК РКП (б) в газете Троцкого-Бронштейна "Известия народного комиссариата по военным делам " появилась статья Вацетиса, в которой автор, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал:
    "У казачества нет заслуг перед Русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма: По своей боевой подготовке казачество не отличалось к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешность культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить свойства между психологией казачество и психологией некоторых представителей зоологического мира". И далее следовал откровенный призыв к террору против казачества: "Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие: Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагаить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Чёрное море".
    Развивая эти жуткие террористические планы, Троцкий-Бронштейн заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже:
    "Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области". (М.П.Астапенко История Донского казачества)





    http://bredikhinav.livejour...



    27 МАРТА ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА ТЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА

    О геноциде Терского казачества в 20-30 годы XX века

    История репрессий Терского казачества начинается с принятия на Втором съезде Советов рабочих и солдатских депутатов 25 октября 1917 г. декрета «О земле» уравнявшего казаков в гражданском и экономическом положении со всеми слоями населения России.

    Следующий декрет принятый 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал казачество как таковое в правовом отношении. При этом нужно заметить, что мероприятия новой власти казаки встретили, в основном, с сочувствием, но «триумфального шествия Советской власти» по казачьим территориям юга России не получилось. Для обеспечения спокойствия и порядка на своих территориях войсковые атаманы, а также представители высших слоёв горцев и калмыков после ряда консультаций 2 ноября 1917 г. подписали договор об образовании «Юго-восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей».

    В самой же Терской области сложилась ситуация, когда казакам пришлось с оружием в руках обороняться от враждебно настроенных горцев и возвращавшихся с фронта озлобленных солдат. В ноябре чеченцы сожгли станицу Фельдмаршальскую, затем разграбили станицы Воздвиженскую, Кохановскую, Ильинскую, Гудермес и изгнали все русское население Хасав-Юртовского округа.

    Последней попыткой договориться с лидерами горцев и восстановить порядок было образование в декабре представителями Терского казачьего войскового правительства, Союза горцев Кавказа и Союза городов Терской и Дагестанской областей так называемого Временного Терско-Дагестанского правительства. Это правительство объявило о принятии на себя всей полноты «общей и местной государственной власти». 26 декабря 1917 г. на железнодорожной станции Прохладной группой революционных солдат был расстрелян терский войсковой атаман М.А. Караулов. С его смертью Терско-Дагестанское правительство оказалось недееспособным, а власть постепенно перешла в руки местных рабочих и солдатских депутатов, которые вскоре провозгласили создание Терской Советской республики.

    В мае 1918 года Совнарком так называемой «Терской Советской республики» на проходившем в г. Грозном 3-м съезде народов Терека принял решение о выселении из 4-х станиц казаков Сунженского отдела и передаче их земель «верным Советской власти» горцам. Казаков же, сии ревнители марксистского классового подхода, именовали не иначе как «народ –помещик» (словечко, пущенное в оборот чеченским шовинистом Асламбеком Шериповым и очень полюбившееся кавказским коммунистическим заправилам типа Амаяка Казаретяна). В обозначенные казачьи станицы посылались отряды, которые грабили и расправлялись с недовольными. Станичные земли и имущество, отобранные у терских казаков раздавались горцам «за поддержку и верное служение советам». В июне началось выселение казаков из станиц Тарской, Сунженской, Аки-Юртовской.

    В докладе казака Терской станицы Г.М. Бублеева Казачьему комитету ВЦИК отмечалось: «По границе с ингушами и чеченцами идет жестокая борьба – нет возможности возделывать поля, выехать из станицы; выезжая на работы необходимо брать с собой караул не менее 100 человек, так как их вооруженные банды силою в 1000 человек все время рыскают около пограничных станиц. Во время стычек зверски истязают казаков, попавших к ним в плен. За неимением оружия нет возможности работать на поле; большинство полей остались не засеянными, нет возможности убрать хлеб». Почувствовав беззащитность казачьего населения, «советские» горцы стали проявлять «инициативу» – казаки вырезались семьями, оставшиеся в живых выбрасывались из домов, уничтожались православные храмы и кладбища. Все это находило горячую поддержку у инициаторов расказачивания на Северном Кавказе: – чрезвычайного комиссара юга России, ярого русофоба Г.К. Орджоникидзе и Наркома внутренних дел Владикавказского большевистского режима Яко Фигатнера.




    События мая-июня 1918 года взбудоражили казачьи массы Терека. Колебавшиеся до этого времени казаки, ощутив на себе неизбежные тяготы и перегибы в политике местных органов советской власти – передел земли, продовольственные реквизиции, частичную или полную конфискацию имущества, устранение неблагонадёжных и постоянную угрозу попасть в их число, начали постепенно переходить в лагерь контрреволюционеров и вместе с ними организовывать летучие партизанские отряды.

    18 июня 1918 года казаки станицы Луковской после кровопролитного боя захватили г. Моздок, что послужило поводом к восстанию. Почти одновременно взялись за оружие казаки станиц Георгиевской, Незлобной, Подгорной, Марьинской, Бургустанской, Прохладненской. Начали формироваться сотни, во главе которых встали генерал-майор Эльмурза Мистулов, Полковники Барагунов, Вдовенко, Агоев. 23 июня в Моздоке собрался казачье-крестьянский съезд Советов, который принял постановление о полном разрыве с большевиками. Основной лозунг съезда – «За Советскую власть без большевиков». На съезде было организовано Временное народное правительство Терского края, которое возглавил левый эсер Георгий Бичерахов.

    К началу июля восстание охватило многие казачьи станицы Терека. Его активно поддержали многие осетинские селения и кабардинские аулы. Казачьи повстанческие отряды, действуя в разных направлениях, осадили города Владикавказ, Грозный и Кизляр, но силы были неравные и к концу октября 1918 года наступил перелом. Под напором 11-й и 12-й Красных Армий отряды повстанцев были частично уничтожены, частично вытеснены в Ставропольскую губернию.

    18 ноября 1918 года, разгромив последние очаги восстания на Тереке, в районе железнодорожной станции Котляревская соединились части 11-й и 12-й Красных Армий, о чем чрезвычайный комиссар юга России Г.К. Орджоникидзе по телеграфу лично доложил В.И. Ленину.

    По всей Терской области восстанавливалась Советская власть. В станицах, только что взятых с боя начались грабежи и убийства как участников восстания так и им сочувствовавшим. В течении трех недель красные части «очищали» Терскую область от повстанцев, не успевших отступить казнили на месте.

    В декабре 1918 года на собрании партийного актива в г. Курске Л.Д. Троцкий – председатель Реввоенсовета республики и народный комиссар по военно-морским делам, анализируя результаты года гражданской войны, наставлял: «Каждому из вас должно быть ясно, что старые правящие классы своё искусство, своё мастерство управлять получили в наследие от своих дедов и прадедов. Что можем противопоставить этому мы? Чем нам компенсировать свою неопытность? Запомните, товарищи, - только террором. Террором последовательным и беспощадным! Уступчивость, мягкотелость история никогда нам не простит. Если до настоящего времени нами уничтожены сотни и тысячи, то теперь пришло время создать организацию, аппарат которой, если понадобится, сможет уничтожить десятки тысяч. У нас нет времени, нет возможности выискивать действительных, активных наших врагов. Мы вынуждены встать на путь уничтожения».

    В подтверждение и развитие этих слов 24 января 1919 года председатель ВЦИК Я.М. Свердлов подписывает секретную директиву ЦК РКП(б), в которой буквально приказывает следующее: «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе против Советской власти. К среднему казачеству необходимо применить все меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти». Земля, сельхозпродукты «неугодного» казачества конфисковывались, семьи, в лучшем случае, выселялись в ближние регионы.

    В этих условиях, развязанный террор в занятых станицах приобрел такие масштабы, что, 16 марта 1919 года Пленум ЦК РКП(б) вынужден был признать январскую директиву ошибочной. Но маховик машины истребления был запущен, и остановить его было уже невозможно.

    Наступление Добровольческой Армии генерала Деникина на какое-то время приостановило геноцид против Терского казачества, который возобновился сразу же после окончания Гражданской войны в 1920 году. Тогда же на Тереке снова появился Г.К. Орджоникидзе. В директивном разговоре по прямому проводу с председателем Терского областного ревкома В. Квиркелия он прямо указал: «Политбюро ЦК одобрило постановление Краевого бюро о наделении горцев землей, не останавливаясь перед выселением станиц».

    Первыми весной 1920 года опять были насильно выселены жители трех многострадальных станиц: Аки-Юртовской, Тарской и Сунженской. Как проходило «освобождение» станиц от казаков давно хорошо известно. 27 марта 1920 года население этих станиц погнали к железнодорожному разъезду Далаково. Тех, кто оказывал малейшее сопротивление, не способен был идти, либо пытался бежать – убивали на месте. Трупы грузили на подводы, и страшный конвой двигался дальше. Подводы «разгружали» в огромную яму, заранее уготованную неподалеку от разъезда. Туда же были сброшены тела расстрелянных уже на месте, поскольку на всех вагонов не хватило. Дворы опустошенных казачьих станиц тут же подверглись разграблению ингушами и чеченцами, которые устраивали резню между собой при дележе захваченного добра.

    Даже И.В. Сталин был вынужден признать, что антирусскую политику большевиков «горцы поняли так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отнимать скот, бесчестить женщин».

    Как сообщают архивные данные ЦГА КБР станицы Пришибская, Котляревская и Александровская весной 1920 года пополнились населением на 353 человека, это были спец переселенцы из станиц Сунженской, Тарской и Аки-Юртовской.

    К концу осени 1920 года со старорежимным казачеством было, в основном, покончено. Сформулированный в начале 1919 году призыв Троцкого «Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции» нашел своё воплощение в жизни.

    Правовым документом, закрепившим победу советской власти над ним, стало постановление ВЦИК № 483 от 18 ноября 1920 года «О землепользовании и землеустройстве в бывших казачьих областях», которым все казачьи войска были официально ликвидированы. Земли войск постепенно разделены по новым административно-территориальным и государственным образованиям.

    Казачьи «неблагонадёжные» семьи лишались своего имущества, земельных наделов, права проживания на родине предков. Особо уполномоченный ВЧК по Северному Кавказу К. Лендер объявил: «Станицы и селения, которые укрывают белых и зелёных, будут уничтожены, все взрослое население – расстреляно, все имущество – конфисковано. Всё взрослые родственники сражающихся против нас будут расстреляны, а малолетние высланы в Центральную Россию». На Тереке возобновилась практика выселения станиц и передача их чеченцам и ингушам, что вызвало обоснованные протесты и возмущение местных жителей.

    К населению таких станиц решительно применялись чрезвычайные меры. В докладе В.И. Невского – председателя комиссии ВЦИК по вопросу о наделении землей малоземельных горцев приводится отрывок из показательного приказа Члена Реввоенсовета Кавказского фронта Г.К. Орджоникидзе, подписанного в конце октября 1920 года в отношении восставших станиц:

    «Власть рабочих и крестьян решила:

    1) Мужское население от 18 до 50 лет будет выслано из ст. Калиновской на Север для принудительных работ. Из ст. Ермоловской, Закан-Юртовской (Романовской), Самашкинской и Михайловской – для принудительных работ в шахтах Донецкого бассейна.

    2) Все остальное население высылается в станицы и хутора: из ст. Калиновской – не ближе 50-ти верст на Север и Запад от этой станицы. Из станиц Ермоловской, Закан-Юртовской (Романовской), Самашкинской и Михайловской – за реку Терек.

    3)Все лошади, скот, подводы, хлеб, всякое имущество, не пригодное для военных целей, и фураж остаются и поступают в распоряжение Рабоче-Крестьянской власти.

    4)Станицу Калиновскую – после выселения жителей сжечь…».

    В районы, очищенные таким образом от казаков, планировалось переселить: до 20000 чеченцев в станицы Самашкинскую, Михайловскую, Кохановскую, Грозненскую, Закан-Юртовскую, Ильинскую и Ермоловскую на 98775 десятин казачьей земли;

    Более 10000 ингушей в станицы Сунженскую, Воронцовскую, Тарскую и Фельдмаршальскую на 35264 десятин казачьей земли и насильственно захваченные еще 43673 десятин;

    До 20000 осетин в станицы Архонскую, Ардонскую, Николаевскую, Змейскую и хутор Ардонский на 53000 десятин.

    14 октября 1920 года Г.К. Орджоникидзе докладывал В.И. Ленину, что 18 станиц с 60 тысячным населением выселено с Терека и в результате, - «станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская и другие нами освобождены от казаков и переданы горцам - ингушам и чеченцам».

    Неоднократные обращения депортированных казаков с просьбой вернуться в районы прежнего проживания наталкивались на решительный отказ со стороны Г.К. Орджоникидзе: - «…Вопрос о станицах решен, они останутся за чеченцами». В марте 1922 года Малый Президиум ЦИКа Горской АССР принял постановление о закреплении выселенных станиц за чеченским и ингушским округами. В конце мая 1922 года председатель правительства Горской АССР в Москве Т. Созаев радостно констатировал, что «17 мая 1921 года Коллегия Наркомнаца постановила прекратить всякое обязанное вселение в Горреспублику казачьего населения, выселенного в 1920 году».

    Об условиях жизни казачества в 1921 году дает наглядное представление коллективное письмо терских казаков:

    «Жизнь русского населения всех станиц, кроме находящихся в Кабарде, стала невыносима и идет к поголовному разорению и выживанию из пределов Горской республики:

    1. Полное экономическое разорение края несут постоянные и ежедневные грабежи и насилия над русским населением со стороны чеченцев, ингушей и даже осетин. Выезд на полевые работы даже за 2-3 версты от станиц сопряжен с опасностью лишиться лошадей с упряжью, фургонами и хозяйственным инвентарем, быть раздетым донага и ограбленными, а зачастую и убитыми или угнанными в плен и обращенными в рабов.

    2. Причиной такого положения служит якобы национальная и религиозная вражда горцев к русским и малоземелье, заставляющее вытеснять русское население, но обе эти причины не являются основными.

    3. Русское население обезоружено и к физическому отпору и самосохранению бессильно. Аулы, наоборот, переполнены оружием, каждый житель, даже подростки 12-13 лет вооружены с ног до головы, имея и револьверы, и винтовки. Таким образом, получается, что в Советской России две части населения поставлены в разные условия в ущерб одна другой, что явно несправедливо для общих интересов.

    4. Местные власти вплоть до окружных национальных исполкомов в ГорЦИК, зная все это ненормальное положение, не принимают никаких мер против этого. Наоборот, такое положение усугубляется еще открытой пропагандой поголовного выселения русских из пределов Горской республики, как это неоднократно звучало на съездах, например, Учредительном Горской республики, чеченском и др. Это печатается в газетах, таких как «Горская правда», «Трудовая Чечня». Станицы, причисленные к национальным округам, находятся в состоянии завоеванных и порабощенных местностей и совершенно непропорционально с горским населением обременены повинностями – продовольственной, подводной и прочими. Всякие обращения и жалобы русских властей Сунженского округа, кипы протоколов об убийствах и ограблениях остаются без последствий, как их и не бывало.

    5. Отношение местной власти и даже ГорЦИК к постановлениям высшей власти – ВЦИК недопустимое, ибо постановления остаются на бумаге, на деле же царит описанный выше произвол…».

    Более благоприятные условия для терских казаков в это время существовали лишь в Кабардино-Балкарской Автономной Области, где с 1925 по 1927 год даже существовал особый Казачий округ.

    Новым испытанием для терского казачества стал рубеж 20-30-х годов. В 1927 году Северо-Кавказский край (основная зерновая база СССР) не выполнил план по заготовкам зерна для государственных нужд. Это было расценено как саботаж. Специальные отряды изымали в станицах все зерно, какое можно было найти, обрекая население на голод и срыв посевных работ. Многие казаки были осуждены «за спекуляцию хлебом». Советская власть не могла мириться с ситуацией, когда ее существование зависело от доброй воли зажиточного крестьянства.

    Выход был найден в проведении коллективизации и включении Северо-Кавказского края в зону сплошной коллективизации. Всех, кто сопротивлялся вступлению в колхозы, объявляли врагами советской власти и кулаками. С конца 20-х годов начинаются насильственные высылки с Северного Кавказа в отдалённые регионы страны.

    2 февраля 1930 года Объединенное государственное политическое управление издало приказ № 44/21, в котором определило тактику борьбы с внутренним противником:

    «Немедленная ликвидация контрреволюционного кулацкого актива, особенно кадров действующих контрреволюционных повстанческих организаций, группировок и наиболее злостных, махровых одиночек (первая категория).

    Массовое выселение (в первую очередь из районов сплошной коллективизации и погранполосы) наиболее богатых кулаков (бывших помещиков, полупомещиков, местных кулацких авторитетов и всего кулацкого кадра, из которого сформируется контрреволюционный актив, кулацкого антисоветского актива церковников и сектантов) и их семейств в отдаленные северные районы СССР и конфискация их имущества (вторая категория)

    К третьей категории были отнесены все остальные кулаки, и в отношении их применялись меры переселения внутри своих областей в специальные поселки под контролем комендантских управлений.

    Как и предполагали органы госбезопасности, в этом году вспыхнули восстания в станицах Северо-Кавказского края. На Тереке восстали станицы в районе Минеральных вод. Все они были быстро и решительно подавлены.

    Председатель специальной комиссии ЦК ВКП(б) Л. М. Каганович инструктировал ответственных партийных и советских работников края: «С ними надо поступать так, как поступили с терскими казаками в 1921 году, которых переселили за сопротивление Советской власти. Невыполнение трудгужповинности будет караться по статье 61-й, саботажники будут выселены, а на их места будут приглашены переселенцы из малоземельных районов».

    О масштабах репрессий можно судить по данным трех станиц бывшего отдельного Казачьего округа Кабардино-Балкарской Автономной области: Пришибской, Котляревской, Александровской, здесь с 1929 по 1932 годы были осуждены и высланы за пределы Северного Кавказа 28 казачьих семей, еще 67 человек осуждены по статье 58-10 «за контрреволюционную пропаганду» к различным срокам заключения.

    http://www.apn.ru/publicati...

    Комментировать