• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • Igor Levitas
    08-09-2015 04:56
    Символы в живописи. Часть 2
    Получилось очень длинно. Простите, но я про себя решил брать 4 символа за один раз, но просто тону в материале. Стараюсь быть кратким, но увы...
    Продолжим наш разговор об использование символов в искусстве, в частности в живописи. Я еще раз извиняюсь за то, что в моих записях не хватает логики и системы. Пишу о том, что приходит в голову. Вы могли бы помочь мне, если будете задавать вопросы. Ведь, наверняка, у вас были случаи, когда вы не могли понять наличие какой-либо вещи на картине, Может это был какой-то символ и понятие того, что он означает, поможет нам полнее понять замысел художника.
    Обезьяна настолько многогранный символ, что простое перечисление того, что означает этот симпатичный зверь, займет много места. Но попробуем.
    Обезьяна в европейской культуре символ греха, хитрости, коварства, стремления к роскоши, злобности, лени. У христиан раннего Средневековья обезьяна стала символом дьявола и, скорее, знаком язычества, нежели греховности. В мистериях обезьяна являла собой состояние человека перед тем, как в него вошла душа.
    Начиная с эпохи Средневековья, обезьяна становится символом живописи и скульптуры. Так как искусство художника по сути своей считалось имитацией, его связывали с животным, известным своей способностью подражать и передразнивать. Эта идея нашла свое выражение в популярном афоризме "искусство — обезьяна природы", особенно полюбившемся фламандским художникам XVII в., которые изображали художника в образе обезьяны за созданием портрета или ваяющим скульптуру из камня. Постепенно эта пародия на творчество художника распространилась и на другие виды человеческой деятельности для того, чтобы высмеять человеческую глупость и суетность.


    Александр Габриэль Декан «Обезьяна - живописец»


    Давид Тенирс-мл " Обезьяны в таверны"


    Давид Тенирс-мл. " Обезьяны на кухне"
    Свеча на камине - эмблема бренности, напоминающая о быстротечности радостей земного бытия. Ступа с пестом - символ глупости, с которой отождествлялись грехи.


    Давид Тенирс-мл. "Обезьяны в школе"



    Уильям Холбрук Берд "Родительское благословение"


    Уильям Холбрук Берд "Для чего я был создан?"


    В эпоху Возрождения этот образ использовался как атрибут одного из пяти чувств — вкуса. Обезьяна, ассоциировавшаяся с пороком вообще, использовалась и для персонификации Распутства.


    Мастер Бусико. «Карл VI, беседующий с канцлером Пьером Сальмоном в присутствии принцев». 1412 год
    Обезьянка и собачка кажутся здесь лишними, но это обманчивое впечатление. Надо знать историю Карла, что бы понять – обезьяна символизирует его безумие, а точнее то, что дьявол вселился в короля. Собачка, соответственно, олицетворяет друга - Пьера Сальмона
    А вот распутство или скорее бесстыдство, в представлении голландского художника 17 века Петера Герритса ван Ройстратена:






    В христианской живописи обезьяна с яблоком олицетворяла грехопадение Адама и Евы


    Неизвестный мастер «Эдем» 1410 год.


    Корнелиус ван Харлем 1592 год

    А вот интересное изображение обезьяны на картине Стефано ди Джованни Сасетты, итальянского художника 15 века, «Поклонение волхвов». Волхвы несут обезьяну одним из первых даров. Не думаю, что обезьяна олицетворяет здесь какой-либо символ. Скорее всего это, видимо, отражение фразы из Третий книги Царств: «в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов»(10.22.).Кстати, единственное место в Ветхом и Новом Завете, где упоминается обезьяна. В данном случае, я думаю, обезьяна, скорее всего, подчеркивает богатство даров.


    Сасетто "Поклонение волхвов" 1435 год

    В следующей картине, тоже не надо искать глубокого смысла в изображение обезьяны. Картина итальянского художника 16 века Аугустино Караччи называется «Трое шутов (Волосатый Генри, безумный Питер и Тино(крошка) Амон). Здесь обезьянка выступает лишь в качестве спутницы шутов.




    Очень заинтересовал меня двойной портрет графинь Ритберг кисти Германа тон Ринга, немецкого художника 2-й половины 16 века. Дело в том, что на русском о нем практически ничего не сказано, а уж о его работах – тем более. Но, кто ищет… Справа, с обезьянкой графиня Уальбурджис фон Ротебург, скоропостижная смерть которой в возрасте 30 лет вызвала много слухов и подозрений в отравлению По этому делу были задержаны три ее служанки, которых впоследствии сожгли. Думаю, что обезьянка указывает именно на нахождении рядом с графиней преступниц. Да и веточка растения явно указывает на отравление.





    Паоло Веронезе «Семейство Дария перед Александром» Деталь.
    В двух словах, что мы видим и что мы знаем. Александр Македонский победил Дария, но по отношению к семье победитель проявил великодушие, ибо уважал Дария. А впоследствии он женился на старшей дочери Дария – Статире. Вот и пойми, что символизирует закованная в цепи обезьяна, отвернувшаяся от унизительной сцены сдачи на милость победителя.
    Кроме того ее считали воплощением кокетства (с зеркалом в руке), алчности и преступных намерений. Обезьяна в цепях — означает преодоленный грех (побежденного черта), победы веры и добродетели.


    Альбрехт Дюрер «Мадонна с обезьяной» 1498 год

    А это, пожалуй, самая известная картина с изображением обезьян. Работа Питера Брейгеля Старшего. Такие картины, с изображением окна, было принято во времена Брейгеля вешать на глухую стену комнаты, чтобы создать иллюзию ещё одного проёма. Такие вещи заказывали обычно богатые люди, судовладельцы, коммерсанты.



    «В 1562 г. Брейгель пишет небольшую картину «Две обезьяны на цепи». На переднем плане изображены две обезьяны, сидящие на цепи в проёме низкого сводчатого окна. Обезьяна — это символ греха, низменных инстинктов: бесстыдства, похоти. Здесь представлены и другие символы греха, которые легко угадывались современниками Брейгеля. Я имею в виду ореховую скорлупу – известный для нас мотив плотского греха, греха похоти, сладострастия. Таким образом, грех посажен на цепь, грех укрощен. По этому поводу можно размышлять, укрощен ли этот грех в себе самим человеком или некие внешние силы сковали его.
    И в то же время, ведь нельзя видеть в этих двух зверьках только символы греха. Брейгель идет дальше, обогащая образную структуру. Он мысленно заставляет нас почти пожалеть этих несчастных животных, которых привезли куда-то на Север Европы из южных, жарких стран. Как они жмутся, как им неуютно, как холодно, сколько почти человеческой грусти в глазах этих мартышек, которые уставились на нас. Возникает ощущение их затерянности в мире, ощущение тоскливого одиночества; пусть их двое, но они совершенно разобщены».
    В.Клеваев. "Лекции по истории искусства.Северное Возрождение.Питер Брейгель Старший



    На Востоке символика обезьяны была противоположной.
    В Египте обезьяне поклонялись и считали её покровительницей искусства и музыки. Ибисоголовый Tот, бог мудрости, нередко изображался в виде старого мудрого павиана. .Он был защитником и покровителем писцов и священных текстов. Часты изображения павиана, сидящего на плечах или на голове писца




    А в индийском эпосе обезьяна Хануман, наделенная незаурядным умом и огромной физической силой, была мудрым советником царя обезьяньего племени и верным слугой Рамы.



    В Китае обезьяний крик символизирует глубокую тоску, а в китайском гороскопе обезьяна служит знаком фантазии, так как она быстрее всех приспосабливается к меняющимся обстоятельствам и весьма любознательна. Китайцы видят в обезьяне острый ум, хорошую память и чувство юмора. Она отличается трезвостью ума, организованностью, высокой производительностью и бережливостью в отношении денег. Любит приобретать новые знания и путешествовать, часто имеет талант к языкам. Правда, китайская обезьяна не лишена таких недостатков, как лень, самовлюбленность, чрезмерная эмоциональность, скрытность и коварство. Часто обезьяна изображалась с «персиком жизнедающим».


    И Юаньцзи «Два гиббона на дубу", 11(!) век


    Три японских обезьянки известны всем. И подавляющее большинство неправильно толкует это изображение. -«Кочин» — три Мистических Обезьяны у которых закрыты рот, глаза и уши. В японском языке слова «обезьяна» и «ничего не делать» звучат одинаково — «зару».Поэтому вся группа передаёт фразу: «Не вижу зла (Часто употребляется определение „дурное“, а не „зло“…), не слышу зла, не говорю о зле» и символизирует сознательный отказ от дурных поступков и мудрую осторожность. Подобные резные фигурки считались также талисманом, охраняющим от клеветы .Популярное на Западе толкование этого образа: «ничего не видеть, ничего не слышать, ничего не говорить» совершенно неверно.
    Первоначально речь шла о лазутчиках, посланных богами к людям, чтобы разузнать об их делах. Средством защиты от такого выслеживания должны были служить изображения слепых, глухих и немых обезьян.


    Мори Сосэн «Обезьяны на дереве хурмы» 18 век


    Свиток культа Кочин с изображением трёх обезьян

    Следующий символ, о котором вспомнил - дорога. Да, да, обычная на первый взгляд, дорога. Значение дороги, как символа не так многообразно, как, например, двери, но все же… Дорога — символ жизненного пути, пути души в загробный мир, особенно значимый в переходных ритуалах; место, где проявляется судьба, доля, удача человека при его встречах с людьми, животными и демонами. Дорога — это разновидность границы между «своим» и «чужим» пространством, в чем она, несомненно роднится с символом-дверью. Мифологически «нечистое» место,собенно опасны скрещения двух или нескольких дорог, развилки и обочины. У восточных славян на перекрестках было принято хоронить самоубийц и некрещеных.Но в тоже время, дорога может символизировать движение от плохого к хорошему «дорога к храму», «дорога жизни».Надо сказать, что символ дороги практически неотделим от символа пути. Ведь путь — это, прежде всего, символ образа жизни и судьбы человека. Символический путь наделяется и пространственным, и временным измерением.

    Начнем с, пожалуй, наиболее известной нам дороги, с картины моего почти однофамильца – И.Левитана « Владимирка»


    Перед нами исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. « Со времен стародавних, не одну сотню лет, до самого того времени, как от Москвы до Нижнего Новгорода прошла "чугунка", - по Владимирке гнали этапом ссыльных, как политических, так и уголовных. Народ наш жалостно называл их "несчастненькими" и охотно по пути их следования подавал им милостыню, как деньгами, так и "натурой». (Михаил Нестеров. Воспоминания о Левитане из книги "Давние дни")
    Неумолимо тянется за горизонт дорога, в середине которой – изъезженная экипажами колея, а по краям – истоптанные сотнями тысяч закованных в кандалы ног глубокие тропинки. Свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник. Все полотно оставляет ощущение безысходности.
    Тоскливыми и грустнми выглядят и эти эти две дороги:


    Алексей Саврасов. "Распутица", 1894 год


    Архип Куинджи "Осенняя распутица" 1872 год

    Предлагаю провести интересное, на мой взгляд, сравнение. Левитановская "Владимирка" и внешние ставни алтаря «Воз сена» под собственным названием - «Жизненный путь», Иеронима Босха.


    Да ничего общего - скажете вы. Но не будем торопится.
    На первом плане - фигура изнуренного, обтрепанного немолодого человека с плетеным коробом за спиной; зловеще-мрачный пейзаж, окружающий его, неприветлив и вселяет тревогу. Слева внизу лежат череп и груда костей; по пятам за этим странником бежит, норовя укусить его, уродливая собачонка; мостки, на которые он собирается ступить, треснули и вот-вот подломятся. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом — на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Пляшущие крестьяне — образ иной, моральной опасности; они прельстились "музыкой плоти" и покорились ей. Совершенно разные , на первый взгляд картины объединены и общими символами и общим настроением. Пилигрим у Босха - странник у Левитана; символы смерти и у того, и у другого. Безысходность, путь в никуда - вот основная идея этих двух произведений. И каждый из художников на своем языке рассказывает зрителям об этом.
    В картине французского художника Ж.Мишеля такая же безысхоность, как и в полотне Левитана - дорога в никуда...


    Жорж Мишель "Дорога в чистом поле" Нач.19 века


    А в этой картине мы можем рассматривать дорогу, также, как символ жизненного пути, но путу удачливого, состоявшегося.Пара почтеннух бюргеров,разодетые детишки с няней,коляска, запряженная двымя конями, стадо(как символ богатства - помните библейские и древнегречески тучные стада), большой дом неподалеку - ивсе это искусно расположено вдоль дороги.

    Адриан ван де Вельде "Портрет пары с двумя детьми и няней в пейзаже" 1667 год


    В творчестве Василия Перова достаточни картин, где образ дороги несет отрицательны заряд. Вот, например эти две работы:


    В.Перов. "Тройка" 1866 год


    В.Перов "Проводы покойника" 1865 год

    А вот малоизвестная работа мастера, в которой самой дороги не, но ее символ, символ пути раскрывается в ее названии - "Странница в поле (На пути к вечному блаженству)"



    Естественно, что дорога не только символ трагический. Она же ведет и к радости, и к счастью. Что интересно, дорога в таком понимание встречается нечасто. Одним из художников, видевших символ дороги не в негативном, трагическом смысле, был Юрий Пименов. Сейчас можно много говорить о том, как он мог в 37 году писать оптимистические полотно, ноэто неважно, в конце концов. Могу нескромно заметить, что большего оптимиста, более веселого человека я в своем детстве не встречал. Посмотрите, как лихо он расправляется с той же распутицей. На нее положили доски - ее забили в гроб. И по новой дороге молодая пара идет в новую жизнь и не какая распутица, никакая грязь им не помеха.


    Ю.Пименов "Новая Москва" 1937 год


    Ю.Пименов "Свадьба на завтрашней улице" 1962 год.



    Часы — символ времени и движения, вечного и имеющего свой предел.
    В греческой мифологии часы воплощали идеи "длительности, неотвратимости и неумолимости" и связывались с именами Зевса, Темиса, составляя свиту бога солнца Гелиоса.
    Часы — символ скоротечности жизни, свидетельство трансформации физического состояния всего живого, перехода от детства к юности, затем к зрелому возрасту, а после — через старость — к конечной точке — к смерти.Символ не столько смерти, сколько бренности бытия и течения времени, связанный, естественно, с принципом «memento mori» — помни о смерти; неудержимо приближающемся смертном часе.
    Часы без стрелок — эмблема пустой и ненаполненой каким-либо содержанием жизни.
    В символике востребованы, прежде всего, песочные часы.
    Песочные часы с крыльями намекают на быстролетность времени.
    Песочные часы часто имеются в лаборатории алхимика.
    Солнечные часы - символ того, что время незаметно подкрадывается.
    Может быть и такое толкование солнечных часов: Человек сам по себе, без помощи Божественной Власти, не способен совершать добрых поступков ни для себя, ни для других .( Без солнца я ничто.)
    Часы еще и образ, присутствующий во многих творческих произведениях, где они символизируют течение жизни во времени и пространстве.
    В портретной живописи — указание на воздержанный (умеренный, уравновешеный) характер модели. Песочные часы часто бывают в сценах благочестивого, тихого образа жизни или как иллюстрация краткости человеческого бытия.
    В картинах «Vanitas» — символ проходящего времени.


    Андриен Питер ван де Вене "Танец со Смертью" 1630 год


    Антонио де Переда "Аллегория Бренности" 1654 год


    Ганс Себальд Бехам "Дама и Смерть" 1541 год


    Гвидо Каньяччи "Аллегория человеческой жизни" 17 век


    Филипп де Шампань "Ванитас" Первая половина 17 века


    Альбрехт Дюрер "Меланхолия 1" 1514 год


    Питер Кук ван Альст "Святой Иероним" 1530 год
    Св. Иероним (приблизительно 341-420) - церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви.Св Иероним изображен в монастыре, в Палестине, где он и написал свой перевод Библии.Пейзаж за окном должен изображаать Палестину, о чем говорят верблюды, но вообще-то, это скорее Фландрия. На стене изречеие "Cogita Mori" (Думай о смерти),которое является частью латинского изречения:"Vivere disce, cogita mori" (Учись жить,думай о смерти), которое часто писали на песочных часах, также представленных на картине. Его Библия открыта на изображение Страшного суда, в то время как песочные часы, череп и свеча, , являются дальнейшими напоминаниями течения времени и опасностью смерти.


    Иоганн Цоффани ( 13 марта 1733 — 11 ноября 1810) — немецкий художник-неоклассик, большую часть жизни работавший в Англии. "Автопортрет"


    Марчелло Бачиарелли "Станислав Август с песочными часами" 1793 год
    Станислав II Август Понятовский — последний король польский и великий князь литовский в 1764—1795 годах. Чтобы лучше понять смысл картины, надо обратить внимание на дату написания - 1793 год. В этот год закончилась поражением Речи Посполитой польско-русская война, произошел 2-й раздел Польше,началось восстание под руководством Костюшко. Короче, Речи Посполитой наступал конец. Поэтому и становится понятны атрибуты на столе - песочные часы, остчитывающие последние часы польско-литовской короны.


    А это интресная работа Якоба Йорданса. Перед молодой женщиной выбор: или веселая жизни, или грустная. Соперничают двое - два великих античных философа, противоположность характеров которых — смеющийся и плачущий — является общим местом европейской культуры. Демокрит был известен как Смеющийся, поскольку его смешила глупость рода человеческого. Более ранний философ Гераклит же был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.
    И если один как бы говорит:" Посмотри в зеркало -как смешна наша глупость"; то другой, потрсает перед носом девушки песочными часами, напоминает ей о скоротечности жизни.





    Ключ составляет единый символический комплекс с дверным замком. Способность отпирать или запирать делает ключ символическим предметом олицетворяющим «разрешающую и связывающую силу» его владельца. Помимо общего с замком значения выступает также в качестве фаллического и осевого символа.
    Основные значения:
    фаллос;
    мировая ось;
    мудрость, знание, тайна (сокровенная), секрет;
    сокрытие, закрывание, пленение, связывание;
    освобождение, доступ, свобода;
    инициация;
    безопасность;
    покорность;
    Серебряный и золотой ключи (соответственно):
    светская и духовная власть,
    меньшая и большая тайны,
    земной и небесный рай.
    Наиболее древним изображением ключа можно считать изображение анха.
    Анкх, анх, коптский крест — символ, ведущий своё происхождение с наиболее древних времён. Известен как египетский иероглиф, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «крест с петлей», «египетский крест», «крукс ансата» (лат. Crux ansata). Египетских богов можно видеть держащими его как ключ, особенно при церемониях захоронения. Стоит отметить, что здесь значение ключа является производным от значения петлевидного жезла, олицетворяющего ключ к вечной жизни, — ключ от врат смерти, открывающихся в бессмертие.

    «Ключ жизни» отождествлялся с богами не только у египтян. Этот крест также был известен в великой цивилизации Майя и у скандинавов (являлся символом бессмертия и ассоциировался с водой, а значит с рождением жизни.


    В античности с ключами часто изображались:


    Геката - древнегреческое божество лунного света


    Янус - в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца


    Кибела — в древнегреческой мифологии богиня, известная также под именем Великая Мать(Mater magna).

    В христианстве ключ - это очень распространенный символ.
    Например,ключ является методом расшифровки тайнописи или толкования символов, в духе Евангелия от Луки (11, 52): «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения», т.е. в результате неверного толкования Библии сделали невозможным путь к познанию Б-га. Или - «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах…» (Мф. 16:19), т.е Христос передает ключи, олицетворяющие собой «разрешающую и связывающую силу» апостолу Петру, которого поэтому считают охранителем, стражем Небесных Врат.


    Винченцо Катена "Вручение ключей Св.Петру" 16 век


    Питер Пауль Рубенс "Апостол Петр"
    Пара ключей (золотой и серебряный или железный) — папский атрибут.
    Серебряный и золотой ключи олицетворяют, соответственно, светскую и духовную власть, меньшую и большую тайну, земной и небесный рай.


    Рембрант "Святой Петр в тюрьме" 1631 год.

    А вот о Апокалипсис:"И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 3и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. (Откр 20:1-2).


    Альбрехт Дюрер " Ангел с ключом от ада"1498 год

    Нередко изображние Марфы, сестры Марии и Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос.Различный характер сестёр — практичной Марфы и созерцательной Марии — стали символом различных установок в жизни христиан.


    В средневековом манускрипте св. Марфа изображена с ключами и поварешкой, как и полагается домовитой хозяйке. 1497 год.


    В этом произведении Фернана Леже женское и мужское начала выражены более, чем достаточно, хотел художник этого или нет. И возвращают нас к босховскому пониманию ключа, которое заключается в том, что ключ(часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган.







    Комментировать