Описание:
...Там, где проложен путь
Чемпионат России 2005 года московский «Локомотив» мог завершить на самой верхней строчке турнирной таблицы. Если бы это произошло, то железнодорожный клуб озолотился бы в третий раз за последние четыре сезона в своей российской истории. Однако, добившись положительного результата в личных встречах со ставшими чемпионами армейцами и вице-чемпионами спартаковцами, железнодорожники, оставив впереди себя ЦСКА, по набранным очкам пришли вровень с красно-белыми, что из-за худшей разницы забитых мячей в итоге отправило черкизовский поезд лишь на третий путь.
Руководство клуба такой итог восприняло как неудачу, и сезон в целом, несмотря на зимнюю победу в Кубке Содружества, получил отрицательную оценку. Что тут возразить: в последние годы амбиции московских железнодорожников выросли настолько, что бронзовые медали чемпионата России они считают теперь неудачей. К этому «Локомотив» приучил и своих поклонников. Но мало кто из них помнит, а может, и не знает вовсе, что за всю историю выступлений клуба в чемпионатах СССР железнодорожники ни разу не ступали на третью ступень пьедестала! И лишь однажды, в 1959 году, оказались в числе призеров, заняв второе место.
В советские годы стоявшим у истоков нашего футбола железнодорожникам редко удавалось ухватить фортуну за хвост. Но, несмотря на все подъемы и падения, «Локомотив» заслуживает статуса великого клуба. По крайней мере, по российским меркам. Ведь именно железнодорожники наравне с «Динамо», «Спартаком» и ЦДКА (так в то время назывался армейский клуб) открывали историю советского футбола, став участниками первого чемпионата страны.
Словно «двойной» Илья Муромец, пролежал на печи (а уж скорее – простоял в депо) этот необъяснимый «Локо». И через шесть лет со дня своего основания взял да и примчался первым к станции всеобщего назначения, обыграв для пущей убедительности ЦСКА в дополнительном, «золотом», матче за звание чемпиона. И теперь иное место, кроме первого, железнодорожникам уже не мило.
Познав вкус победы, «Локо» снова и снова штурмует пьедестал. В 2004 году попытка удалась. В 2003-м и 2005-м – нет. А может, дело в тех самых удивительных закономерностях и стечениях обстоятельств, которые сопровождают клуб на протяжении всей его истории? А вдруг железнодорожникам сподручнее побеждать именно в четные годы? Получается, что сейчас самое время рассказать о самобытном клубе, в истории которого есть много весьма удивительных и любопытных фактов.
Начнем с самого главного.
Как же был основан "Локомотив"?
Железнодорожники могут отмечать сразу несколько дней рождения. В футбольных архивах встречаются разные даты основания клуба: и 1936, и 1935, и 1922, и 1923 годы. Команда же, которую вполне логично считать предшественницей современного «Локомотива», была основана еще в 1910 году. В этом случае железнодорожники могут считаться одним из старейших коллективов России.
Споры о дате основания идут давно, и точка не поставлена по сей день. Так в 2003 году «одни именины» выпали на встречу в квалификации Лиги чемпионов между «Шахтером» и «Локомотивом» в Донецке. Осведомленные украинские журналисты принялись поздравлять тогдашнего рулевого железнодорожников Юрия Семина с 80-летием клуба. Наставник же «Локо» выглядел явно озадаченным.
На сегодня годом создания футбольного клуба принято считать 1936-й. И сейчас «Локомотив» как бы отмечает свое 70-летие. Только никаких крупных торжеств по этому поводу не предусмотрено. НЕ предусмотрено потому, что руководство клуба с днем рождения «Локомотива» до сих пор так и не определилось.
Вспоминаю разговор, в котором несколько лет назад нынешний президент «Локомотива» Валерий Филатов придерживался такой точки зрения: мол, чем старше будет клуб – тем лучше. Действительно, другие коллективы имеют более ранние даты основания. Например, московское «Динамо» (речь идет именно о спортивном обществе) было создано в 1923 году. «Спартак» - спустя двенадцать лет, в 1935-м. Но при этом официальным годом своего создания спартаковцы считают 1922 год (!). И выходит, что красно-белые на год старше бело-голубых. Вроде, бы не мелочь, а маленькая победа одержана.
Когда в 1936 году появилась футбольная команда «Локомотив», она тоже была сформирована не на пустом месте. В первенствах Москвы, проводимых еще до создания чемпионата СССР, выступали железнодорожные команды КОР и «Казанка». Почему бы тогда не считать их праотцами московского железнодорожного клуба?
Принять окончательное решение по этому вопросу могла бы специальная архивная комиссия, которая в состоянии проанализировать все документы тех лет и сделать на их основании верное заключение. Возможно, когда-нибудь это произойдет и официальная дата рождения будет официально принята и всенародно объявлена, а пока…
А пока подробная и достоверная история футбольного клуба «Локомотив» еще не написана и можно смело утверждать, что железнодорожники – самая неохваченная с исторической точки зрения команда Премьер-лиги. Попробуем же по мере сил и возможностей пролить свет на некоторые факты из жизни этого известного и одновременно неизвестного, предсказуемого и удивительного «Локо». Итак, начнем по порядку.
По железнодорожным направлениям
Действительно, разобраться, как и когда железнодорожники стали играть в футбол, достаточно сложно.
В Москве про игру ногами в мяч узнали в конце позапрошлого века. История гласит, что первая публичная встреча-матч состоялась в 1902 году в Сокольниках (тогда этот административный район современной столицы находился еще за пределами города). Спустя три года, в 1905-м, был зарегистрирован первый футбольный клуб – «Сокольнический клуб спорта».
Примерно с 1907 года футбол начал бурно развиваться и в Московской области. Это связано с тем, что среди энтузиастов игры было много студентов. Выезжая на летние каникулы на подмосковные дачи, они продолжали играть в футбол, тем самым вовлекая в эту игру местных жителей. Более того, дачники стали соревноваться между собой и даже выезжали на небольшие турниры и турнирчики в соседние дачные местности. Так футбол стал развиваться по железнодорожным направлениям.
Очень скоро, уже к 1915 году, практически все железные дороги Московского узла имели свои собственные лиги: Казанская, Александровская, Николаевская, Нижегородская, Ярославская и др.
У каждой был собственный устав, что подтверждало серьезный подход к делу. Но получить официальный статус в главной организации того времени – Московской футбольной лиге (просуществовавшей с 1909 по 1922 год) – было почти нереально. В состав МФЛ входили клубы, в которых играли преимущественно состоятельные граждане, вносившие большие вступительные и членские взносы. Все остальные клубы считались «дикими».
Однако в 1922 году перемены в жизни советской страны коснулись и спорта. В тот период многие дореволюционные клубы закончили свое существование. Ослабели позиции и Московской футбольной лиги (расформированной к 1923 году).
Любопытный факт: одной из последних зарегистрированных МФЛ команд стал Кружок футболистов Казанской дороги. Именно его многие и считают прародителем «Локомотива». Увы, точная дата рождения (кроме года основания – 1922) доподлинно неизвестна.
«Казанка» создавалась как небольшой кружок любителей футбола, состоящий из рабочих и служащих паровозного депо Москва-пассажирская Казанской железной дороги. Располагалась команда на Красносельском поле (ныне территория административного района Красносельское). А для проведения матчей арендовала поле «Медиков» проводила свои тренировки и игры в чемпионате Москвы по футболу (точнее, розыгрыше кубков МФЛ).
Дебют в этом турнире состоялся осенью 1922 года. «Казанка» стартовала в третьей группе класса «В». Очень скоро ряды футбольного кружка пополнили ведущие игроки других футбольных команд железных дорог Московского узла, желающие играть в сильном коллективе. На зимний период межсезонья «Казанка», по сути, приютила спортсменов-железнодорожников, представляющих и другие виды спорта, что в дальнейшем сильно повлияло на развитие футбольного кружка.
К сожалению, итоговые результаты выступлений железнодорожников в первых турнирах неизвестны. Посему можно констатировать, что у футбольных историков нива для творчества определенно есть.