«ХРАНИТЕ 90-Й ПСАЛОМ НЕ НА ТЕЛЕ СВОЕМ, А В СЕРДЦЕ СВОЕМ»
Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него (Пс. 90: 1–2).
Кто живет в помощи Вышнего?
Кто водворится в крове Бога Небесного? Все ли вы, все ли крещеные, все ли христиане?
О, как ни тяжко сказать, а должен я сказать: «Не все».
Разве все вы живете в помощи Вышнего?
Разве жизнь всех вас направлена к одной великой и святой цели – славить Бога, любить Бога, любить людей, творить дела милосердия, исполнять закон Христов?
Нет, не всех. Только те, кто так живет, живут в помощи Вышнего, водворяются в крове Бога Небесного, только тот смеет сказать Богу: Заступник мой еси и прибежище мое.
Только тому Господь Заступник, только для тех Он прибежище. Только те смеют уповать на Него, кто всем сердцем чтит Бога, кто жизнью своей служит Ему, служит любовью своей к людям.
Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его (ст. 3–4).
Тех, кто водворится в крове Бога Небесного, тех, кому Бог прибежище, тех Он избавит от сети ловчи и от словесе мятежна.
Какая это сеть ловча?
Разные бывают сети, и самая страшная та, которую видел преподобный Антоний Великий: показана была ему огромная, страшная сеть, разостланная на земле, и сказано, что это сеть диавола. Ходим посреди сетей многих, посреди сетей, которые расставляет диавол на каждом шагу. И эти сети диавольские самые страшные для нас. Ходим и посреди сетей, расставляемых злыми людьми, ненавидящими нас, завидующими нам, людьми, которые ищут лишь своего благополучия и стремятся столкнуть со своего пути всех, кто им мешает. Они говорят слова мятежные, чуждые мира и любви, слова полные зла и ненависти, призывающие к мятежу. И от всех этих сетей и от этих слов мятежных избавит Господь тех, кто водворится под кровом Его.
Ходим посреди сетей многих, которые расставляет диавол на каждом шагу. И эти сети – самые страшные для нас
Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися, оружием обыдет тя истина Его.
Как бы плечами Своими защитит, станет перед тобой, руки Свои распрострет, Свои могучие плечи поставит в защиту тебе, и будешь иметь твердую надежду на безопасность под этими могучими плечами, под этими распростертыми крыльями.
Оружием обыдет тя истина Его. Истина – огромная, Божественная сила, более страшная для врагов и прежде всего врагов рода человеческого, как оружие Божие, оружие благодати Божией, оружие крепкой веры нашей в Него и непоколебимой надежды на Него. Это оружие всех защитит и от страхов избавит.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (ст. 5–6).
Много страхов бывает ночью: слышим мы устрашающие нас голоса, стуки и шумы; подвергаемся страшным нападениям воров и разбойников. Нередко, когда не спим, нападают на нас и духи нечистые, и терзают нас, и вселяют в нас тяжкий страх.
От стрелы, летящия во дни.
Какие стрелы летают днем?
Не только те стрелы материальные, которые ранят нас, – теперь, правда, уже не стрелы, теперь пули и другие орудия ранения. От всего во тьме происходящего, от всего того зла, которое любит покров ночи, ибо под покровом тьмы творятся тягчайшие грехи: убийства, кражи, блуд и прелюбодеяние.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши (ст. 7–8). Это было, это будет: падали возле нас и слева и справа тысячи людей, падали мертвыми, убитыми. Падали и падают теперь, сраженные бесами, потерявшие веру, хулящие Бога, вторично распинающие Господа Иисуса. Падают они и умирают духовной смертью и смертью телесной вокруг нас тысячами, тысячами. (На старославянском: тма – тысяча тысяч).
К тебе же не приближится – тебя не коснется: ангелы слетят к тебе, и не посмеет приблизиться сам сатана, ибо живешь ты под кровом Бога Небесного.
Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое (ст. 9). О, блажен всякий, положивший прибежищем своим Всевышнего, Бога нашего!
Блажен всякий, положивший прибежищем своим Всевышнего, Бога нашего
Не приидет к тебе зло, и рана не приближется телеси твоему (ст. 10). Даже рана не приблизится: от всякого зла будешь сохранен.
Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия (ст. 11–13). Ангел-хранитель будет всегда пред тобою, и не он один – целая тьма Ангелов получит приказ от Бога охранять тебя на всех путях твоих. Они возьмут тебя за руки, будут вести по пути правому, будут заботиться о том, чтобы даже о камень не споткнулась нога твоя.
Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое (ст. 14). Всё это будет дано от Бога, если будем уповать на Него. Он избавит нас от всякого зла и покроет нас за то, что познали всем сердцем имя Его.
Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, и ...