ПОКАЗНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ ХРИСТА РАДИ
Внешняя благотворительность отличается от милосердия. В делах благотворительности сердце может не участвовать, в то время как дела милосердия совершаются по велению милующего сердца. При благотворительности дела могут совершаться из корыстных побуждений: получить «голоса» на выборах, из-за чувства гордости или тщеславия: ради самолюбования или чтобы отвязаться от просителя и т.п. В этих случаях пользы для души никакой нет.
Милосердие это сострадание, способность переживать чужую беду или боль, тревожиться за чью-то судьбу в большей или меньшей степени. Это свойство психики нормального человека, чувство как бы врождённое нам. А вот проявление своего сострадания в поступках — милосердие — это дело свободной воли человека и её особенное достоинство.
Милостыня может быть выражена в жертве своего достатка, времени, в слове утешения, душевном участии, в молитве за кого-то. Она самое доступное и простое богоугодное дело, способное животворить нашу веру. Нет ничего спасительнее и легче, чем милостыня.
Вдова, положившая в сокровищницу всего две лепты, по словам Христа, положила больше всех, так как в этих деньгах было всё её пропитание. Состоятельный человек может пожертвовать большую сумму, но по существу она не изменит его благосостояние, так как мало отразится на накоплениях. Получается, что духовно он приобретёт меньше.
Часто мы с вами отдаём наши излишки. Поэтому не стоит обольщаться, что при таких делах благотворительности мы приобретаем Царствие Небесное. По закону Моисея, часть, выделяемая на содержание священнослужителя, пришельца, сироты и вдовы равнялась 10% от урожая, от заработка или иного дохода (Втор. 26, 12). Господь Иисус Христос учит подходить к этому вопросу не формально. Дело не в процентах, а в том, чтобы христианин стремился своим любящим сердцем к делам милосердия.
Прп. Серафим Саровский говорил, что только те дела служат для стяжания Духа Святого, которые совершаются человеком Христа ради, т.е. ради исполнения Его воли и Его заповедей. Помощь должна основываться на любви, на жалости к попавшему в нужду человеку.
Благотворить нужно охотно, без мнительности, без сомнения, без мелочной пытливости, помня о том, что в лице бедного благотворишь Самому Христу по написанному: «Истинно говорю: так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Знайте, что милостыня наша ничтожна в сравнении с человеком, чадом Божиим. Что милостыня прах и пепел. Знай, что за материальной помощью должна следовать милостыня духовная: ласковое, братское, чистосердечное с любовью обращение с ближним. Не показывай горделивого вида, что делаешь ему одолжение.
___
Елена Кораблева
Православное Закамье