• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • Katerina Kruchinina
    03-06-2011 18:17
    Военный летчик Павел Владимиров

    Рыцарь воздушного океана

    Это было время когда воздушные сообщения при помощи летательных машин были в самом начале. Из различных, весьма экзотичных машин: орнитоптеров, геликоптеров и аэропланов наибольшее практическое применение получили только последние. Их конструкции делались из стальных труб, тросов и дерева, а несущие поверхности обтягивались материей. Летчики совершали полеты по весьма несовершенным приборам, сидя в открытых кабинах. Нужно было обладать немалым искусством и мужеством, чтобы управлять этими весьма несовершенными творениями. Тогдашние летчики были первыми покорителями воздушных стихий, и наверное, когда они планировали с выключенным мотором то чувствовали себя большими птицами.
    Будущий военный летчик, прапорщик Павел Николаевич Владимиров родился 18 мая 1896 г. в семье петербургских мещан. Точно неизвестны ни его родители, ни образование, которое он получил. Известно только то, что с 5 августа 1915 г. он оказался на службе в 1-м авиационном парке, в качестве вольноопределяющегося. 18 декабря 1916 г. Павел Владимиров сдал экзамен на летчика в школе авиации на аппарате «Лебедь» и с 7 января 1917 г. стал военным летчиком 33-го корпусного авиационного отряда, действовавшего на Северном фронте.
    Этот авиаотряд имел славную, хотя и недолгую, историю. Он был сформирован весной 1914 г. в Новогеоргиевске, одной из самых больших русских крепостей Варшавского военного округа защищавших передовой театр на реке Висла. В августе 1915 г. крепость была бездарно отдана наступавшим германцам, а крепостной авиаотряд отличился спасением знамен и секретной документации, невзирая на ненастную погоду и огонь противника. Тогдашние аэропланы очень сильно зависели от погоды: они не летали в сильный ветер, в грозу и дождь, не летали ночью, но летчики презрели все опасности и выполнили приказ. В октябре 1915 г. на основе аппаратов и личного состава Новогеоргиевского крепостного авиационного отряда был сформирован 33-й корпусной отряд.



    Летом 1917 г. Павел Владимиров получил чин старшего унтер-офицера, а затем и прапорщика. Осенью 1917 г. 33-й корпусной авиаотряд оказался одним из немногих сохранивших дисциплину и технику в начавшемся развале русской армии. Командование отряда и его личный состав сумели отстоять имущество от расхищения и преодолели сопротивление новоявленных комиссаров. С большим трудом достали вагоны. В январе 1918 г. самолеты, автомобили и все остальное имущество перевезли на станцию, погрузили и вывезли сначала в Великие Луки, а затем еще дальше в тыл в Саратов.
    Личный состав отряда не признавал советскую власть и когда в Саратове появился сибирский подпольщик штабс-капитан П. Сергеев, с разрешением на вывоз техники отряда в Сибирь, летчики и механики активно поддержали эту идею. Под видом переброски аэропланов в Восточную Сибирь для организации там почты и связи, удалось погрузиться и уехать в Пензу, а оттуда в Уфу. 4 июля 1918 г. под Уфой 33-й корпусной авиаотряд перешел на сторону чехословацких войск. В конце июля отряд под командованием летчика-наблюдателя штабс-капитана Предтеченского расположился у станции Дружинино и приступил к полетам в интересах войск Северо-Уральского фронта полковника С. Н. Войцеховского.
    Основным видом деятельности летчиков стала разведка вдоль Пермской и Западно-Уральской железных дорог. Вечером 6 августа прапорщик П. Н. Владимиров вылетел на одноместном «Ньюпоре – 17» на северо-запад, на Утку и станцию Илим. Глаза слепило солнце, а сама конструкция «Ньюпора» не позволяла вести наблюдение за местностью. Через некоторое время летчик потерял ориентацию и заблудился. С большим трудом ему удалось найти дорогу назад и после двухчасового полета приземлиться на своем аэродроме. Гораздо более удобства для наблюдения представлял «Фарман – 30 (Фарсаль)» с толкающим винтом и вынесенной вперед кабиной. Утром 8 августа прапорщик Владимиров и летчик-наблюдатель штабс-капитан Предтеченский вылетели на «Фарсале» вдоль Пермской железной дороги, произвели разведку и сбросили бомбы на станцию Шамары. Полет проходил два с половиной часа, на высоте 1500 метров.
    Во второй половине августа авиаотряд не действовал, так как был вынужден эвакуироваться на станцию Нязепетровск, а затем он был переброшен в Екатеринбург. Аэродром был развернут вблизи станции Уктус, механики собрали самолеты и летчики приступили к боевой работе вдоль Горнозаводской железной дороги. 4 сентября прапорщик Владимиров с летчиком-наблюдателем поручиком Тиль совершили более чем трехчасовой полет на аппарате «Вуазен», придерживаясь высоты 1800 метров. Помимо разведки было произведено бомбометание на станцию Анатольская. Утром 5 сентября Павел Владимиров и штабс-капитан Предтеченский вылетели на «Фарсале» на разведку в сторону Нижнего Тагила. Долетев до Исетского озера обнаружили неисправность в моторе и повернули обратно на Уктус. После устранения механиками поломки, они взлетели вновь и на этот раз долетели до Невьянска. Севернее громоздились грозовые тучи и пришлось снова возвращаться так и не долетев до цели. Полет проходил на высоте 2000 метров и продолжался два с половиной часа.
    8 сентября 1918 г. из состава красной Иркутской авиагруппы к чехам на «Сопвиче» перелетел военный летчик В. Катальников и сел у станции Кузино. Для перегона «Сопвича» в Уктус был командирован прапорщик Владимиров хорошо знавший маршрут. 10 сентября при подлете к станции Хрустальная, на угнанном «Сопвиче» остановился мотор и пришлось идти на вынужденную посадку. Увидев более менее чистое от леса пространство Владимиров направил туда аэроплан. Лавируя между высокими деревьями и скирдами сена, он все-таки зацепил правым крылом за скирду и скапотировал, повредив аппарат и получив легкие ушибы. В неисправном виде «Сопвич» довезли на автомобиле по Сибирскому тракту в Екатеринбург, а оттуда в Уктус. Осмотр мотора показал, что в топливных фильтрах были вода и грязь.
    12 сентября 33-й Гуситский корпусной авиаотряд был вновь перебазирован на станцию Дружинино и в тот же день Павел Владимиров вместе с летнабом поручиком Тиль произвели полет на разведку и разбрасывание прокламаций. Авиаотряд вновь начал работать вдоль Пермской и Западно-Уральской железных дорог. До рокового дня прапорщик Владимиров слетал еще два раза. 15 октября он атаковал на своем «Ньюпоре» аэроплан «Сопвич» из состава красного 1-го Иркутского авиаотряда, выпустив по противнику 43 пули, после чего его пулемет заклинило. Когда красный «Сопвич» кое как приземлился на аэродроме у села Спасо-Богородское, на аппарате насчитали сорок пробоин. Учитывая входные и выходные отверстия, это значит, что почти каждая вторая пуля попала в цель. Прапорщик оказался метким стрелком! Удивительно, что красные летчики Абузин и Грубер вышли из переделки без единой царапины и командование 3-й армией «за хладнокровие и удачные маневры» выдало им по 500 рублей премии.
    16 октября в районе станции Шамары, другой красный аэроплан «Сопвич» в составе летчика Феоктиста Граба и летчика-наблюдателя Ипполита Шульца был атакован истребителем «Ньюпор – 17» за штурвалом которого опять был прапорщик П. Н. Владимиров. Он успел дать только короткую очередь, причем все его пули попали в «Сопвич», как летнаб И. Шульц открывший огонь из турельного пулемета угодил в «Ньюпор». Видимо пуля попала Владимирову в сердце и неуправляемый аппарат рухнул в тайгу в восьми километрах от станции Шамары. Это была первая документально подтвержденная победа Красного воздушного флота в Гражданскую войну. По возвращении на аэродром и подтверждении победы красные летчики получили каждый по 5 тысяч рублей.
    Тело прапорщика П. Н. Владимирова было найдено и привезено в Екатеринбург. 20 октября 1918 г. он был отпет в Екатеринбургском кафедральном соборе настоятелем протоиереем Л. Игноратовым. Останки рыцаря воздуха упокоились на Михайловском кладбище, а на его могиле был воздвигнут пропеллер.



    Александр Кручинин
    журнал «Веси» N3 2011 г.
    Комментировать