• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • Степан Буров
    27-07-2013 21:53
    Не миной единой , но это на суше
    Споявлением на полях сражений в XX в. танков возникла необходимость в создании противотанковых препятствий с использованием для этого как классических фортсооружений, таких, как рвы и валы, так и совершенно новых — надолбы, барьеры, ежи и др. Это связано с тем, что в современном бою прежде всего необходимо задерживать продвижение именно танков, останавливая их под огнём средств противотанковой обороны. При этом нужно учитывать, что современные бронемашины обладают большой проходимостью, и их нападения можно ожидать почти на всякой местности.
    Устраивая противотанковые заграждения, имеет смысл использовать местные препятствия. При соответствующем усилении они становятся непроходимыми для танков или существенно замедляют их движение.

    Например, если в лесу срубить часть деревьев, оставив высокие пни и повалив деревья так, чтобы между ними не было проходов, то получится завал, с трудом преодолимый танками. Можно натянуть на опушке на высоте около 1 м прочный стальной канат. Неглубокую речку и даже ручей легко превратить в заграждение, устроив плотину, благодаря которой вода поднимется и затопит берега. На глубоких реках, чтобы сделать их непроходимыми даже для плавающих танков, устраивают завалы, сооружают подводные надолбы (сваи),

    эскарпируют берега и т. п.
    Склон оврага или холма можно сделать более крутым, срезав землю — получится эскарп, или контрэскарп.

    Зимой противотанковые препятствия делают из снежных валов.
    На дорогах, в узостях (мост через овраг или реку, горное ущелье, гать на болоте, глубокая выемка, высокая насыпь, узкая просека), широко применяют различные виды разрушений и спецзаграждения. Прежде всего, разрушают мосты, так как их обход или восстановление — дело трудное, и значительно задержит противника. На дорогах устраивают воронки, гати растаскивают, делают завалы (в лесу) или перекапывают дорогу глубоким и широким рвом. Одно из главных условий устройства противотанкового заграждения — его трудное обнаружение. Так, например, снежный вал направляют пологой стороной к противнику с расчётом на то, что водитель танка не увидит препятствие и въедет на него, спутав вал с естественной возвышенностью. В результате в конце вала танк просто «клюнет» носом и зароется в землю, превратившись, тем самым, в лёгкую добычу для артиллерии и даже для пехотинцев.
    Наиболее распространённый вид невзрывных заграждений — ров.




    Противотанковый ров бывает различного профиля — в виде правильной и неправильной трапеции или равностороннего и неравностороннего треугольника. Все эти препятствия требуют хорошего фланкирования, так как ни фронтальным, ни косоприцельным огнём они не простреливаются. Рвы применяются в равнинной местности, с низким уровнем грунтовых вод, где невозможно построить другие, менее трудоёмкие в постройке препятствия. Особенность таких заграждений — большой объём земляных работ — до 5000 м3 грунта на 1 км заграждения. Поэтому при устройстве укреплённых позиций широко применяется высокопроизводительная землеройная техника.



    Противотанковые рвы могут устраиваться и взрывным способом. В этом случае по трассе будущего рва закладываются заряды взрывчатки в специальные шурфы или в траншею, которые засыпаются грунтом и маскируются; перед засыпкой между зарядами прокладывается электровзрывная сеть. Взрыв зарядов производится непосредственно перед наступающими танками противника. Внезапно образованный таким образом ров заставляет противника остановиться, и тогда его бронемашины уничтожаются огнём артиллерии.
    Эскарп — противотанковое (противо- транспортное) земляное заграждение в виде высокого (2-3 м) крутого среза ската возвышенности, обращённого к противнику. Эскарпы используются при оборудовании оборонительных рубежей на неровной местности и по берегам рек. Их применение ограничивается значительным объёмом земляных работ и наличием обращённых к противнику естественных склонов.
    Контрэскарп — противотанковое заграждение в виде крутого среза (3- 4 м) ската местности, обращённого в сторону обороняющегося. Рассчитан на опрокидывание танков при спуске с высоты. Эскарпы и контрэскарпы строят на местности холмистой, с крутыми склонами или по берегам рек. Собственно, это одно и то же сооружение. Вся разница в том, с какой стороны будет двигаться танк к этому заграждению. Если танк движется снизу, то это эскарп, а если танк спускается с горы, то контрэскарп.


    На местности с высоким уровнем грунтовых вод возводят систему «траншей» или «могилок». Вследствие различного направления «могилок» танк, если он пойдёт через них, сядет брюхом на «целики» между углублениями. Объём земляных работ для такого сооружения хотя и большой, но работа легче, поскольку глубина небольшая. Недостаток: пехота противника может использовать «могилки» в качестве укрытия, поэтому их нужно переплетать проволокой и усиливать противотанковыми и противопехотными минами. Помимо земляных заграждений, против танков могут применяться заграждения в виде надолб, ежей, крупных камней, барьеров и стенок. Их можно строить из брёвен, железобетона, металлических балок...



    "Зубы дракона"
    При достаточной ширине таких заграждений (10-15 м) они достаточно эффективны, особенно в сочетании со рвами и взрывными заграждениями.
    Противотанковый ёж — сегодня практически забытый вид противотанковых заграждений.



    Он представляет собой стальную объёмную шестиконечную звезду. Ежи менее эффективны, чем прочие заграждения, зато их можно в больших количествах изготавливать без применения сложных технологий. Он делается из трёх отрезков стального двутавра таким образом, чтобы концы балок образовывали октаэдр. Соединяют балки заклёпками на косынках (конструкция должна выдерживать вес танка — до 60 т). Чтобы осложнить работу вражеским сапёрам, ежи соединяют между собой цепями или тросами и минируют территорию вокруг. Устанавливать их имеет смысл на твёрдом грунте (лучше всего — на асфальте, по бетону ёж будет скользить). На слабых грунтах ежи малоэффективны, поскольку танк вдавливает их в землю и проходит по ним. Если на твёрдой поверхности танк попытается сдвинуть ёж, тот затягивается под днище машины, и она оказывается поднятой над землёй. Гусеницы теряют сцепление с грунтом, танк начинает буксовать и не может съехать с ежа. Остановка же танка на заграждении делает его лёгкой добычей артиллерии. Ежи имеют размер около 1 м в высоту — больше клиренса танка, но ниже его лобового листа.
    Противотанковые надолбы из дерева или металла сейчас тоже почти забыты.


    Деревянные надолбы имеют тот недостаток, что, будучи повреждены снарядами, они легко ломаются под тяжестью танка; поэтому их применяют в комбинации со рвами. Металлические надолбы можно применять лишь для закрытия небольших по фронту направлений — на дорогах и предмостных укреплениях. Поэтому основным типом надолб стали железобетонные, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона.
    Иногда на местности с высоким уровнем грунтовых вод применяются рвы с высокими насыпями и земляные валы. Валы применяются для перекрытия узких долин. Земля для него берётся из широкого рва, отрываемого ниже уровня грунтовых вод рядом с валом. Снежные валы (высотой до 2 м и толщиной до 5 м) используют зимой при невозможности быстро соорудить земляной вал либо другие противотанковые препятствия из земли. При недостатке рабочей силы, времени и при наличии достаточного количества взрывчатки можно создавать поле воронок. При заряде в 20-30 кг и глубине заложения в 2,5 м воронка получится диаметром 6-7 м и достаточно глубокой (в зависимости от грунта). Такое поле воронок хотя и не полностью непреодолимо для танков, но задерживает их продвижение настолько, что бронемашины легко уничтожить любыми противотанковыми средствами.
    Инженерные заграждения широко применялись в годы Второй мировой войны. В частности, при строительстве оборонительных укреплений на подступах к Москве участвовало около 600 тыс. жителей города. В сентябре-октябре 1941 г. было устроено до 1500 км лесных завалов (38,5 тыс. гектаров), 676 км противотанковых рвов, 304 км эскарпов, установлено 37 500 противотанковых ежей. Защитники Ленинграда построили на подступах к своему городу 626 км противотанковых рвов, 400 км эскарпов, 50 тыс. надолб, а в самом городе соорудили более 25 км баррикад.
    Немного размышлений о цене и качестве. При отсутствии средств механизации:
    Просматривая кинохронику работ москивчей и ленинградцев на противотанковых рвах, невозможно отделаться от мысли, что эти рвы скорее спасали многих начальников от тяжелого сталинского гнева, нежели обороняющиеся войска от немецких танков.  В отчаянных стараниях хоть как-то остановить немцев на подступах к Москве Сталин, вполне возможно, приказал бросить на подготовку оборонительных рубежей все, что возможно, всех более или менее свободных людей. А что могли делать тысячи неквалифицированных   конторских работниц, студенток, домохозяек?   Могли только копать.
    А  нужны были десятки и сотни  военных инженеров специалистов в области фортификации, способных разметить на местности оборонительные сооружения; тысячи сержантов инж.войск, знающих размеры фортсооружений и приемы их возведения, тысячи бетонщиков, плотников, арматурщиков. 
    Однако как было до 41-го, как будет и потом, о нужности инженерных специалистов спохватились только тогда, когда сделать ничего уже было нельзя. 
    Нужны были тысячи тонн фортификационного бетона, стали, сотни тысяч кубометров леса, миллионы мин, сотни тонн взрывчатки. Но этого ничего не было, как не было уже и времени на организацию серьезных оборонительных работ.
    Однако, вряд-ли кто решился бы сказать Сталину в то время о бессмысленности посылки десятков тысяч горожан "на окопы".  Вот и ковыряли стылую осеннюю землю, набивали себе кровавые мозоли, простывали, гибли под пулеметными очередями немецких самолетов безответные бабы, да читали издевательские листовки министерства пропаганды Гебельса, сбрасываемые вместе с бомбами с самолетов: "Русские дамочки, не ройте ваши ямочки, приедут наши таночки, зароют ваши ямочки".
    Сегодня положение еще страшнее. Армия теряет не только саперов, но и танкистов, летчиков, моряков, артиллеристов. Что, снова будем учиться под огнем и оплачивать учебу кровью?
    На сталинградских оборонительных рубежах было оборудовано до 500 км различных противотанковых заграждений, 180 надолб, 165 ежей, 39 баррикад. Не менее значительным было количество инженерных заграждений, применявшихся в других операциях Великой Отечественной войны. Стремление повысить эффективность земляных противотанковых заграждений, сделав их труднопреодолимыми, привело к созданию комбинированного заграждения, включающего целую систему рвов, насыпей различной формы и глубины, расположенных в определённом порядке или сочетание эскарпа по берегу водной преграды с высоким земляным валом. Могут быть и другие комбинации земляных заграждений, например двойной ров. Выбор типа заграждения зависит от характера местности, боевой задачи, имеющихся сил, средств, материалов и времени для выполнение работ.