• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • Николай Сенченко
    12-09-2014 07:28
    СЛОВО ОБ ЭКСЛИБРИСЕ
    Вчера было объявлено, что в нашей группе будет публиковать свои статьи Э.Д.Гетманский. Мы вдвоём с Эдуардом Даниловичем решили, что надо начинать с азов экслибрисистики.

    Э.Д.Гетманский

    СЛОВО ОБ ЭКСЛИБРИСЕ

    Со времени своего рождения книга пользуется всеобщим уважением и любовью, как сокровищница человеческой мысли, как источник мудрости и знания. Справедливо заслужила она высокое имя «чудо из чудес» и, вероятно, самое удивительное в этом «чуде» - то, что для него не существует барьера времени, каждое поколение людей снова и снова открывает, казалось бы, всем известные, читанные и перечитанные произведения, находит в них то прекрасное и то новое, что оставляет творения многовековой давности вечно юными. Юридическое право на владение книгой удостоверяет специальный владельческий знак - экслибрис (книжный знак). Экслибрис слово латинское, в переводе на русский язык дословно означает «из книг». Это небольшой бумажный листок, на котором отпечатаны сведения, кому принадлежит книга и помещен рисунок. Рисунок книжного знака чаще всего отражает характер библиотеки или какого-либо ее раздела, а также интересы и духовный мир владельца. Благодаря книжному знаку книга приобретает документ, удостоверяющий ее принадлежность к определенной библиотеке.


    Р.В.Копылов (Свердловск) 1983 Х3

    Экслибрис - часть книжной культуры, он характеризует личность владельца и его библиотеку, он лицо и отражение души библиофила, путь к самовыражению и самоутверждению, за экслибрисом всегда стоит человек, требующий к себе внимания. В этом ценность экслибриса. Экслибрис - полет фантазии, графическое отражение мысли, в нем собран весь безмерный мир человека - его культура и история, мораль и этика. Экслибрис - поэзия храма коим является книга. Экслибрис - знак любви и уважения к книге, а также произведение графического искусства, это новелла о библиофиле, его интересах и духовном мире и новелла о художнике, его мастерстве и творческом кредо. Экслибрис позволяет владельцу знака напомнить о себе последующим поколениям, он перекидывает мост из прошлого через настоящее в будущее, помогает гордиться славою своих предков.

    Экслибрису посвящали оды и сонеты поэты и ученые, книголюбы и коллекционеры, те, кто искренно и нежно любил этот знак любви и уважения к книге, знак высокой культуры книжного собирательства, знак интеллектуальной связи с книгой и духовности книголюба. Свое признание в любви к книжному знаку выразил историк искусства, исследователь книги и графики, коллекционер и автор книжных знаков член-корреспондент АН СССР А.А.Сидоров (1) в написанной им в 1927 г. оде «Похвала экслибрису»:

    Нет, не больной мечтою маниака,
    Прорезывая строчек полумрак,
    Тринадцатым созвездьем Зодиака
    Над нами ты воздвигнут, Книжный знак!

    Всегда единый, неустанно новый,
    Не ты ли воскрешать всегда готов
    Геральдики, забытые основы
    Для новых мыслей и нежданных слов?

    Гравюры черно-белою чертою,
    Дитя библиофила и мечты,
    Забавою изысканно простою
    На разноцветный форзац ляжешь ты.

    Но только - если человеку книга
    Любовница, подруга иль жена
    И если нет блистательнее мига,
    Когда она ему обречена.

    Волнуется невнятной благодатью
    Библиофила трепетная кровь,
    Тогда ex libris высшею печатью,
    Запечатлеет книжную любовь.



    А.И.Калашников (Москва) 1966 Х2

    Экслибрис не просто связывает владельца библиотеки с книгой, он показывает его отношение к ней. Экслибрис - искреннее признание книголюба в преданной любви к книге. Любя книгу не возможно не выйти на экслибрис. Любовь к книге и любовь к экслибрису, всегда связаны воедино, нельзя любить одно и быть безразличным к другому. Книга и экслибрис неотделимы. Тот, кто любит литературу, красивую книгу не может не думать о продолжении ее существования за пределами собственного «Я». Без книги нет экслибриса. Книга более живуча благодаря экслибрису, в то же время отрыв его от книги - это гибель для книжного знака. Книга и экслибрис - единый механизм. Книжный знак принадлежит только книге, и жить вне нее не может. Литературовед и исследователь истории журналистики и библиографии, член-корреспондент АН СССР П.Н.Берков (2) посвятил в 1968 г. сонет «Экслибрису»:

    Экслибрис! Книжный знак! Ты - лик библиофила!
    Ты - украшение и страж затворниц – книг!
    Как жаль, что скрыт от нас торжественный тот миг,
    Когда Судьба тебя впервые в мир явила.

    В тебе заключена таинственная сила;
    Художник – чародей владельца дух постиг.
    И памятник ему навек в тебе воздвиг,
    В руках, имея лишь перо, резец, чернила.

    Что может быть тебя чудесней и сильней!
    Экслибрис, заведя, уж мы не знаем страхов.
    …Неведомый досель, но милый Досифей,
    Встает передо мной в толпе седых монахов.
    За ним - Голицын, Брюс… и, гордость наших дней,
    Фортинский с Амбуром, Минаев, Вилинбахов.



    В.Г.Шапиль (Ленинград) 1966 Х3

    Экслибрис собирает библиотеку в одно целое и является ее путеводителем. Он позволяет проследить историю и характер отдельно взятой библиотеки. Экслибрис - визитная карточка книги, он только тогда являться необходимой составной частью книги, когда в нем сочетаются форма и содержание, он должен быть не на книге, а в книге, должен быть един с книгой и духом, и формой. Экслибрис - это своеобразный паспорт книги, благодаря которому мы можем узнать имя и фамилию владельца книги, а в некоторых случаях профессию и круг его интересов. Экслибрис - знак собственности, он указывает на юридическое право владения книгой, являясь владельческим знаком, он сопровождает и охраняет книгу по жизни. Экслибрис делает книгу уникальным именным экземпляром. Поэт Владимир Гордейчев (3) посвятил экслибрису стихотворение «Вензель в книжном томе»:

    Не все отжило, что старо.
    Вот книга старая берется,
    А в ней - экслибрис, как тавро
    На знаменитом иноходце.

    У этой книги есть судьба,
    Знакомы ей любовь и нежность.
    Покажет оттиски резьба,
    Ее былую принадлежность.

    Во времени, каком - не весть
    Какой собрат надеждой грелся,
    Что книжный знак дарует честь
    Две жизни жить ее владельцу.

    Не зная книжника того,
    От дружбы с ним не отрекаюсь.
    И к дням неведомым его
    Особым чувством проникаюсь.

    Ему безвестности не знать,
    Он в лучшем виде аттестован.
    Уже и тем, что нам под стать
    Не жил без Данте и Толстого.

    Кто знал искусство книжных мет,
    Тому всегда отрадна эта
    Из всех на свете эстафет
    Души живая эстафета.



    Е.Г.Синилов (Камышин) 1981 Х6

    Экслибрис триедин - книга, владелец книги, художник знака. Это охранная грамота книги, знак любви к ней, отражение личности владельца и характера его библиотеки, а также настоящее художественное произведение. В нем отражается и творческое лицо художника, и его умение выразить емко и лаконично задуманную идею, и его искусность в качестве графика. Сам размер экслибриса требует от художника строгого отбора выразительных средств, умения в малом сказать многое о книге, о характере книжного собрания ее хозяина, о его вкусах и интересах. Экслибрис является носителем искусства, это большое искусство в малой форме и широкая дорога в большой мир искусства. Экслибрис помогает формировать историческую память, традиции культуры, он важен и для науки, так как помогает установить путь книги, ее судьбу. Экслибрис отображает эпоху и саму жизнь, он является историческим библиофильским документом и художественным произведением в одном лице. Экслибрис - знак дружбы и взаимопонимания, средство общения. Он как никакое другое искусство способствует установлению дружеских контактов между художником, знаковладельцем и коллекционером книжных знаков. Экслибрис связывает и объединяет с интересными людьми в стране и за рубежом, открывает двери в тайны искусства графики, знакомит с судьбой библиотек, книг прошлого и их владельцев. Экслибрис за свою историю сумел отразить и сложные исторические явления, и сокровенные чувства и мысли людей, своих современников, он явился миниатюрным зеркалом человеческих и общественных судеб.
    Московский коллекционер книжных знаков, профессор истории В.Д.Королюк (4) посвятил книжному знаку стихотворение «Сонет экслибрису»:

    Суровый Дант не презирал сонета,
    Шекспир ценил его красивый строй,
    Вослед за Пушкиным российские поэты
    Ему талант дарили свой.

    Но об экслибрисе еще привычки нету
    Сонеты петь в поэзии родной,
    Хотя чеканные их родственны приметы
    И равно звучен их язык скупой.

    Экслибрис тем достойнее сонета,
    Что, как сонет, он сложный и простой,
    То - память встречи, нежный знак привета,
    То - вестник шутки доброй, удалой.

    В нем – чувства пылкое стремление
    И мысли светлой озарение.



    В.М.Васильев (Псков) Х2

    Экслибрис неисчерпаем, несмотря на свои малые размеры, он позволяет лаконично малыми средствами, очень емко выразить художнику себя, и того библиофила для кого этот предназначен. Встреча с каждым новым книжным знаком - это счастье открытия и познания. Жанр экслибриса, как специфический жанр книжной графики, демонстрирует бесконечное разнообразие графических решений, стилевых и сюжетных находок, фантазии его художников и владельцев. У.Г.Иваск (5) писал, что «Ex libris’ы подвергались влиянию всех стилей и направлений господствующей моды, вследствие чего заключают в себе замечательно интересный материал при исследовании истории прикладного графического искусства». Экслибрис используется учеными как материал научно - практической ценности, пригодный для выработки историко-книговедческих и искусствоведческих обобщений. Экслибрис это не «графический паспорт» книголюба, он не обязан давать всеобъемлющей оценки личности владельца библиотеки, более того он допускает известную односторонность в характеристике хозяина книги. Задача экслибриса совсем не в том, чтобы «выносить приговор» библиотеке и его владельцу. Задача экслибриса - оживить, очеловечить до того безличную, ничейную книгу.


    В.А.Марьин (Томск) 1978 Х3

    Экслибрис говорит о его владельце и об авторе - художнике, но предназначается он для книги. Украшенная экслибрисом книга становится «персоной», музейным экземпляром, вещью, которую надо ценить и особо беречь. Обыкновенная порой книга, но имеющая экслибрис, становится уникальной.

    Экслибрис служит не только визитной карточкой книги, своеобразным ее паспортом, но и для того, чтобы подчеркнуть отношение владельца книги к ней. Для книжного знака характерны экспрессия, символика, лаконичное художественное и графическое выражение интересов книголюба. Экслибрис, как ни один вид искусства, предрасположен к передаче личного, интимного. В нем чувствуется теплота, сердечность, юмор, отношение человека к человеку. Хороший экслибрис способен рассказать о художнике и владельце экслибриса многое. Недаром А.Н.Бенуа (6) писал: «С иным таким владельцем хочется войти в личный контакт только потому, что по экслибрисам получаешь выгодное о нем представление». Экслибрис есть форма проявления самого непосредственного, откровенного, ничем не осложненного отношения человека к книге, ничто не стоит между человеком и книгой. Экслибрис является одухотворенным посредником между личностью художника - творца и владельца - книголюба.


    В.К.Липецкий (Симферополь) 1986 Х6

    Время вершит над книгой беспощадный суд, который далеко не всегда бывает непогрешимым. Иногда книге выносится суровый и неправедный приговор. В.Г.Лидин (7) о незаслуженно забытых писателях прошлого сказал: «Иногда все же стоит внести поправку в строгий закон забвения». Экслибрис выступает в этом случае как некий посредник между прошлым и настоящим. Он как бы охраняет книгу от окончательного и бесповоротного забвения. Рано или поздно книга попадет в наше поле зрения, люди, привлеченные наклеенным на книгу экслибрисом, извлекут ее из пыльных углов книгохранилища. У книги есть одно несомненное преимущество перед своим владельцем, она часто переживает последнего. Но имя библиофила не расстается с книгой, оно продолжает жить в экслибрисах.

    Примечания:

    1 Сидоров А.А. Похвала экслибрису. Ода. //Друг книги - советский библиофил. М., 1981. С.192.
    2 Берков П.Н. Экслибрису. Сонет. // Памятка МКЭ. Засед. № 100 от 23 мая 1968 года.
    3 Гордейчев В. Вензель в книжном томе. // Памятка МКЭ. Засед. № 250 от 28 мая 1986 года.
    4 Королюк В.Д. Сонет экслибрису. // Памятка МКЭ. Засед. № 100 от 23 мая 1968 года.
    5 Иваск У.Г. О библиотечных знаках, так называемых Ex libris’ах по поводу 200-летия их применения в России. 1702-1902. М., 1902. С.12.
    6 Бенуа А.Н. Александр Бенуа размышляет… М., 1968. С.319.
    7 Лидин В.Г. Друзья мои - книги. Записки книголюба. М., 1966. С.257.