Описание:
О нем и его творчестве можно говорить бесконечно, в одних его песнях можно услышать очень много злобы и ненависти, другие же песни берут за душу так, что слезы на глаза наворачиваются. Судьба не раз сыграла с ним злую шутку и посылала ему много внезапных неприятных сюрпризов... Но все же он сумел выкарабкаться из всего этого дерьма, да причем так, что теперь его вряд ли чем-нибудь напугаешь.<br>
<br>
Его настоящее имя - Маршалл Брюс Мэтерс III, появился он на свет в маленьком городке Сент-Джозеф, штате Миссури, 17 октября 1972 года в не слишком благополучной семье. Его отец и мать были участниками шоу-группы, дающей представления по кабакам вдоль границ штата. Однако после рождения Маршала они недолго прожили вместе - спустя пять или шесть месяцев, отец собрал пожитки и ушел из семьи. Хотя Маршалл и был еще маленьким, и не понимал, что отец с ними больше не живет, но тем не менее - детство без отца - плохое детство.<br>
<br>
Его мать Дэбби не могла усидеть на одном месте, и детство Маршала прошло в трейлере в бесконечных путешествиях от Миссури до Мичигана. Разумеется, при таком образе жизни он не имел никакой возможности обзавестись друзьями и нормально ходить в школу. Единственным другом его был дядя Ронни, который и познакомил его с хип-хопом: Эминем вспоминает, что первой услышанной им рэп-пластинкой была "Rhyme Pays" Айс-Ти, которую дядя подарил ему в 1987 году. Тогда подросток и решил, что неплохо бы стать рэппером. Когда мальчику исполнилось двенадцать, мамаша решила угомониться и осела в Детройте - в черном квартале, где, по воспоминаниям Эминема, кроме них троих (в 1986 году у него родился брат Натан) были еще только двое белых - пара сумасшедших байкеров по соседству. Я безразлична к цвету кожи, - объясняла свой выбор места жительства мама. - А вот подростки в квартале причиняли нам неприятности, - простодушно добавляла она.<br>
<br>
Неприятности были такого рода:<br>
<br>
Как-то я возвращался домой от друга, - вспоминает Эминем. - Тут мимо меня проехали трое черных парней в машине. Показали мне палец, я им - в ответ, ну и вроде все. Но они остановили машину... Один подошел, двинул мне по лицу так, что я упал. Потом он вытащил пушку. Я буквально выскочил из кроссовок. Я думал, им нужны кроссовки. Но кроссовки им были не нужны: вернувшись на другой день, Маршал нашел их на том же месте, влипшими в грязь.<br>
<br>
В школе, состоящей по преимуществу из черных подростков, неприятностей тоже хватало. Одной из первых песен, написанных Эминемом, была "Brain Damage" - "Повреждение мозга". Целиком автобиографичная, она рассказывала о его взаимоотношениях со своим главным врагом, подростком двумя классами старше по имени ДиАнджело Бейли.<br>
<br>
Я был в четвертом, а он в шестом, - вспоминает Эминем. - Однажды он пришел в туалет, когда я писал. Он ударил меня в спину так, что я упал и облил себя.<br>
<br>
В другой раз зимой Эминем посмеялся над одним из юных друзей Бейли. Тогда тот подошел к нему, сбил с ног и стал молотить головой об лед. Когда у Эминема из уха пошла кровь, и он отключился, Бейли испугался и сбежал. Эминем провел в госпитале в коме пять дней.<br>
<br>
Именно в школе Эминем начал участвовать в так называемых "битвах" - состязаниях, которые устраивали между собой юные МС. Там он определил себе подходящее прозвище - просто прочитал свои инициалы, записанные как "M&M". С состязаниями у него были проблемы - едва он брался за микрофон, как ему начинали кричать: "Эй ты, белый ублюдок, убирайся играть свой рок-н-ролл!" Спасло его то, что уже к тому времени у него среди черных было несколько верных друзей. Кроме того, трудно было оспаривать его исключительную одаренность - мало кто мог читать рэп так артистично, как он.<br>
<br>
Поначалу, - вспоминает Эминем, - люди говорили: "А ты крутой для белого", - и я расценивал это как комплимент. Потом я повзрослел и задумался: "А что, блин, это значит?" Никто не просил, чтобы его рожали, ни у кого не было выбора, какого он будет цвета. И мне пришлось много работать, прежде чем люди перестали замечать мой цвет кожи. И лучшее, что обо мне могли сказать, сказал как-то один дятел в Детройте. Типа того: "Мне насрать, зеленый он или оранжевый, этот чувак крутой!"<br>
<br>
Эминем вылетел из девятого класса после пяти пересдач переводных экзаменов. Мама была этим чрезвычайно довольна. Она заявила сыну: "Выметайся на улицу и помоги мне оплачивать счета или же выкину тебя из дома". Эминем отправился работать.<br>
<br>
Он был сезонным рабочим, официантом и поваром в ресторане. Владелец ресторана вспоминал, что он был хорошим работником, только беспрерывно читал рэп, пихая в текст все, вплоть до перечисленных в меню блюд. Приходилось кричать ему, чтобы он делал это потише - ресторан был семейным.<br>
<br>
В том же возрасте он начал участвовать в более серьезных "битвах" на независимых рэпперских состязаниях. По словам очевидцев, во "фристайле" (т.е. в речевой импровизации) он практически всегда побеждал. Позднее он любил говорить об этом, поскольку не хотел, чтобы его считали "battle MC" - по его мнению, это сужает представления об артисте.<br>
<br>
Тогда же он познакомился с будущей матерью своего ребенка, будущей женой и, в некотором роде, лирической героиней своих будущих альбомов Кимберли Скотт. Чуть позже они стали жить вместе в таком же трейлере, как и тот, в котором прошло его детство. В одной из стен жилища долго красовалось отверстие от случайно залетевшей в окно пули. За два года молодой семье пришлось купить четыре телевизора и пять видеомагнитофонов, которые у них регулярно воровали. Хуже всего, что вором был настоящий псих: однажды он явился, когда Ким была одна, и принес бутербродов и ореховое масло, ничего при этом не взяв. Зато в другой - вытащил все, кроме кровати и кушетки, включая одежду и посуду.<br>
<br>
В возрасте 19 лет Эминема постигло самое большое горе в жизни: из дробовика застрелился его любимый дядя Ронни. Это было самое тяжелое для него время. Тогда он записал свою пластинку "Infinite", абсолютно несостоятельную и мало кому интересную. Независимая студия, связавшаяся с ним, продала чуть больше 1000, уничтожила остаток тиража и порвала с ним.<br>
<br>
У меня совсем не было денег, - вспоминает Эминем, - иногда мои друзья покупали мне одежду.<br>
<br>
Последней его надеждой было ежегодное состязание рэпперов - Rap Olympics, проходящее в Лос-Анжелесе. В ночь перед отъездом Эминем явился к дому и обнаружил запертую дверь и записку, что он выселен за неуплату.<br>
<br>
Мне пришлось выбить дверь, - рассказывает он. - Мне было некуда больше идти. Не было ни отопления, ни воды, ни электричества. Я поспал на полу, проснулся и поехал в Лос-Анжелес. Я был по уши в дерьме.<br>
<br>
Он не выиграл олимпиаду. Его менеджер, Пол Розенберг, вспоминает, что, сидя в зале, он слышал, как черный по соседству орал: "Отдайте приз белому парню! Отдайте приз белому!" По словам Розенберга, было похоже, что Эминем сейчас заплачет.<br>
<br>
Однако победа пришла с неожиданной стороны. Эминем разнес по студиям Лос-Анжелеса несколько кассет с записью того, что впоследствии стало "The Real Slim Shady LP". Легенда гласит, что великий Doctor Dre, певец и один из лучших рэп-продюсеров, нашел кассету на полу гаража шефа компании Interscore Джимми Йовина. Вдвоем они прослушали запись.<br>
<br>
За всю мою карьеру, - утверждает Дре, - я не встречал ничего стоящего на демо-кассетах. Когда Джимми проиграл эту, я сказал: "Найдите его немедленно".<br>
<br>
"Slim Shady" появился на свет неожиданно. Как-то Эминем практиковался перед зеркалом и пытался римфовать свой псевдоним, но получалось плохо. И тогда он подобрал первое, что крутилось в голове: "Слим Шейди, гнусный ублюдок, темная сторона души Эминема. Это было как озарение.<br>
<br>
Слим Шейди - это все те злые мысли, что приходят в мою голову. Вещи, о которых мне не следовало бы думать. По-моему необходимо, чтобы люди могли определить, когда я серьезен, а когда придуриваюсь. Потому что большинство моих песен - смешные. У меня вообще деформированное чувство юмора.<br>
<br>
Первый альбом, "The Slim Shady LP" произвел эффект разорвавшейся бомбы. Во-первых, из-за исключительной одаренности мало кому известного исполнителя. Во-вторых, из-за цвета его кожи. И, в-третьих, из-за совершенно экстремального содержания пластинки. Хрупкий беловолосый человек с ярко-голубыми глазами выплевывал в мир абсолютно нецензурный текст чудовищного содержания: истории о насилии, расовой и сексуальной полит-не-корректности, разнузданные мечтания испорченного городского подростка. Больше всего шума наделала песня "97' Bonnie And Clyde" - разговор папы с маленькой дочкой, которую тот просит помочь ему выбросить в реку труп убитой им мамы. Вот небольшой отрывок:<br>
<br>
Мама говорит, что хочет показать тебе, как далеко она может плавать. И не переживай по поводу небольшого бо-бо у нее на горле. Это просто маленькая царапина, это совсем не больно. Она просто ужинала, пока ты спала. И пролила кетчуп на майку. Мама имела имя - Ким. Публика была в шоке: этот издевательский текст повествовал о реальных людях. Эминема объявляли дьяволом во плоти, не обращая внимания на тонкость: текст был прочитан не от его лица, а от лица Слима Шейди, позволяющего себе совершать те поступки, о которых обычный человек только мечтает в минуты бешенства. Слим Шейди - американский мистер Хайд, с присущим этой стране размахом.<br>
<br>
Эминем стал знаменит и снова столкнулся с проблемой цвета, только теперь с неожиданной стороны: каждый, кто приходил брать у него интервью, первым делом спрашивал, как это он отважился, будучи белым, читать рэп. Очень скоро это его начало бесить. Всю жизнь я имел проблемы с расой, начиная от того места, где я вырос, и заканчивая тем, что я рэппер. Я дошел до точки кипения. Всякий, кто потянет эту карту опять, получит ее обратно в рожу, - заявил он в одном из интервью.<br>
<br>
На первый взгляд, может показаться, что после долгого периода жизни в качестве национального меньшинства, у человека развился соответствующий комплекс, но это не совсем так. Просто, узнав о расовых проблемах с неожиданной стороны, Эминем стал болезненно относиться к любому проявлению расизма, особо не утруждаясь политкорректностью.<br>
<br>
В каком-то смысле, спустив с цепи все подсознательные страхи и комплексы молодого человека и сделав это с исключительной изобретательностью, Эминем стал голосом своего поколения. По крайней мере, мыслящей его части. Между тем, все не так невинно: по свидетельству очевидцев, на его концертах несовершеннолетняя публика особым ревом одобрения встречает наиболее грязные пассажи. Эминем, однако, отказывается брать на себя ответственность за это.<br>
<br>
На моих пластинках есть цензорный гриф, так пусть теперь родители заботятся о своих детях, - рассуждает он. - Те, кто копирует своих кумиров - идиоты. Нормальный человек если и прыгнет с моста, то лишь потому, что он этого захотел, а не потому, что ему в своем рэпе Дре посоветовал. Мнение спорно, но не лицемерно.<br>
<br>
Во всех интервью Эминем производит одинаковое впечатление: удивительно вежливый и тихий человек. Его скромность не раз играла с ним злую шутку: свидетели рассказывают о том, как охрана не пускала его в предназначенную для него гримерную, как в ресторане, где он когда-то работал, официантка требовала от него документ, удостоверяющий его возраст, чтобы подать ему спиртное. Самый характерный случай произошел в Сан-Франциско: там, на улице, Эминем нос к носу столкнулся с подростком, который потребовал от него плату за проход по территории. Тот вначале решил, что это шутка, но тут малец достал что-то, похожее на пушку. И тогда "детройтскую шпану" замкнуло: когда его оттащили от подростка, тот был буквально размазан по асфальту.<br>
<br>
Свой второй альбом, "The Marshall Mathers LP", Эминем посвятил памяти своего любимого дяди Ронни, но не изменил ни на йоту своего отношения к жизни и материалу. Альбом немедленно попал на первое место в Billboard, потеснив Бритни Спирс.<br>
<br>
В ночь на четвертое июня Эминем с приятелем, которому он сказал, будто бы его жена встречается с каким-то мужчиной, подъехал к стоянке одного из баров города Уоррен, из которого как раз выходила Ким с друзьями. Ким по-дружески обнялась и расцеловалась с неким Джоном Гуэрра, когда к ним подбежал разъяренный Эминем с пистолетом в руке и наставил оружие Гуэрре в лицо, угрожая убить. Произошла короткая схватка, во время которой пистолет упал на землю, его подобрал спутник Эминема и передал подъехавшему патрулю. Пистолет был не заряжен. Полиция арестовала обоих, тут выступила вперед Ким и послала патруль. Они прихватили и ее. Гуэрра немедленно подал в суд. Суд предъявил Эминему обвинение в вооруженном нападении и хранении незарегистрированного оружия. А журналисты изощрялись в предположениях: не собирался ли Эминем сделать искусство реальностью, поскольку на второй его пластинке была песня "Kim" - своего рода пролог к "97' Bonnie And Clyde", чудовищный диалог ссорящихся жены и мужа, полный угроз и истерики.<br>
<br>
Ситуация усложнилась еще и тем, что спустя неделю в городской суд Уоррена пришло письмо, в котором неизвестный обещал сжечь весь город, если Эминему не будет вынесен оправдательный приговор. Адвокат Эминема заявил, что его клиент не имеет ничего общего с автором письма. Так действительно ли Эминем, как утверждают недоброжелатели, добивается славы всеми возможными способами? В одном интервью ему задали вопрос: хочет ли он славы?<br>
<br>
Будет ли это звучать нормально, если я скажу "нет"? - помявшись, осведомился он. А потом пояснил:<br>
<br>
"Слава - это не то, чего я ищу. Я хочу, чтобы меня уважали. Но, знаете ли, слава - это то, что приходит в комплекте с уважением. И я согласен на нее, потому что, видите ли, уважением не накормишь мою дочь. Так что пусть будет слава."<br>
<br>
И как-то верится, что он не пижонит. Потому что пижоны не выживают в военных условиях - там, где рождается настоящий хип-хоп. Маршалл прошел через огонь, воду и медные трубы, перетерпел множество неприятных моментов в своей жизни (например, смерть Дяди Ронни, лучшего друга Пруфа...). Все старания, труды и усилия - все это воздается Эму и по сей день.