• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • Сергей Брюшинкин
    10-04-2010 08:44
    Мифы хетов как источник для греков, но без двуглавого орла

    Из сохранившихся и расшифрованных хуристких и хеттских документов историками было установлено, что в хурритском божественном пантеоне царствует триада: верховный бог – бог грозы Тешуб, его супруга – Хебат и богиня любви и плодородия Шавушка (Савушка), которая иногда выступает в мужской ипостаси.
    Среди тысячи богов хеттов были боги города Неса — Пирва и Сиват, известные позднее и другим индоевропейским народам. Пирва — это славянский Перун, литовский Перкунас. В имени бога Сиват улавливается родство с Сивой, основу которого «свет» содержат имена многих индоевропейских богов. Через хурритов к хеттам перешло почитание шумерско-вавилонских богов Ану, Алалу, Эа и собственно хурритских богов Кумарби, Тешуб, Аштаби, Кужух, Шавушка и др.

    Непосредственным предшественником Аполлона в греческой мифологии был бог открывания дверей хеттов Апулунас. Зевсу соответствует Тешуб, смена поколений богов «Теогонии» Гесиода соответствует смене поколений богов у хеттов.
    В эпосе "О царствовании на небесах" рассказывается о смене поколений богов, которое потом повторяется в греческих мифах. Первоначально на небе царствовал бог Алалу (Кронос в греческой мифологии), а бог неба Ану (Уран у греков) служил у него виночерпием. Девять веков служил Ану Алалу. По истечении этого срока Ану изгоняет его на землю, а сам занимает его престол. Ему прислуживает Куммарве (поколение Дагана, Энлиля в аккадо-шумерской мифологии) – бог без имени. Имя Куммарве означает "тот, кто из Куммы" – инг. "Куммар ва" (город Куммы являлся религиозным центром хурритов). Через девять веков Куммарве также восстает против Ану.
    В отличие от хетской мифологии в греческой у Зевса нет такого помощника как Ташмишу у Тешуба, соответствующему Шаруру Нинурты, таким образом двуглавый орёл исчез из греческой мифологии, хотя символом Зевса и остался орёл.

    Нинурта пускает стрелу (созвездие Большого Пса с Сириусом) в дракона на фоне Шарура (двуглавого орла).

    Царствование на небесах [1]
    В давние времена был на небесах царем Алалу (Апсу в вавилонской мифологии) [2]. Восседал он на троне, и могучий Ану, первый из богов, стоял перед ним, склонялся к его ногам и протягивал ему чашу с питьем. Девять лет [3] царил Алалу на небесах. Но на девятом году его чашник Ану вступил с ним в битву и победил его. И Алалу пришлось спасаться бегством, и бежал он подальше от Ану, вниз, в земные глубины. Скрылся он в подземном мире, а на трон воссел Ану.
    Сидел Ану на троне, и могучий Кумарби стоял перед ним, склонялся к его ногам и протягивал ему чаши с питьем. Девять лет царил Ану на небесах. Но на десятом году чашник его Кумарби начал с ним битву. И не выдержал Ану, и бежал от могущества его рук[4]. Пытался скрыться он на небе, но устремился Кумарби вслед за Ану, догнал его, и сбросил вниз на землю. Оскопил он Ану [5], укусив его острыми своими зубами, и проглотил его семя, силой его мужской овладев. Соединилось семя Ану с внутренностями Кумарби, как медь соединяется с оловом, чтобы образовать бронзу.
    И безумная радость охватила Кумарби, и смеялся он от радости, что воссядет теперь на небесный престол.
    Повернул к нему голову Ану и проговорил:
    — Вот веселишься ты, радуясь, что проглотил силу мою мужскую. Ликуют внутренности твои. Рано веселишься ты, Кумарби. Отяжелеет твое чрево, в которые вошло семя мое. Забеременеешь ты могучим богом Грозы Тархунтом [6], и неотразимым Аранцахом [7] забеременеешь ты, и могучий Ташмишу [8] рожден будет тобой из моего семени, проникшего тебе в чрево, и ещё двух страшных богов, словно гири, поставил я в твоем чреве. И разобьешь ты голову себе о скалы горы Ташша.
    И устрашили Кумарби слова Ану, и захотел он избавиться от семени Ану. Попытался выплюнуть он его. Но глубоко в чрево проникло семя Ану и не удалось Кумарби избавиться от него.
    Вскоре почувствовал Кумарби, что зарождается жизнь в чреве его и направился в Ниппур, чтобы провести там месяцы своей необычной беременности.
    И вот наступило время родов. Нелегко пришлось Кумарби. Не хотели сыновья покидать чрево его. И пришли ему на помощь четыре великих бога, среди них Ану, забывший свою обиду, Мардук и владыка мудрости Эа. Владели искусством магии боги и стали они взывать к чреву, прося выпустить находящихся внутри сыновей, торопить и самих их выйти наружу:
    — Выйди наружу из его тела через череп его, или же выйди наружу через рот, или же через положенное место! — обратился один из них к тому, кого хотели увидеть первым.
    Не внял словам этим ни один из богов, находившихся в чреве Кумарби, не поторопился выйти наружу.
    И тогда начал говорить Мардук. Говорил он, обращаясь к Кумарби, но на самом деле речь была к чреву его, и говорил он словами бога Грозы, что был внутри, словно сам бог Грозы пророчествовал о своем будущем:
    — Привет тебе, владыка источника мудрости! Земля мне даст свою силу, небо мне даст свою доблесть, Ану мне даст свое мужество, Кумарби мне даст свою мудрость, Энлиль мне даст свою мощь.
    Но и магические слова Мардука не ускорили рождения ни одного из богов.
    И стали повторять поочередно Ану и Эа, соблюдая положенный магическим словам ритм:
    — Выйди наружу! Выйди наружу!
    Заколебался было владыка мудрости Эа, дал выход мыслям своим и сомнениям, но все же не переставал повторять:
    — Выйди наружу! Выйди наружу!
    Ану же стал искать другие слова убеждения:
    — О выйди, выйди! Он подобен женщине. О выйди же наружу! О, бог Грозы великого города, выйди через рот, а если не хочешь — через положенное место.
    И добавил Эа, как это сделал до него Мардука, слова от имени ещё не родившегося бога.
    — Если я выйду через ухо, это осквернит меня. А если я выйду через положенное место, будут ли у него боли, как у женщины?
    Пока раздумывал бог Грозы внутри Кумарби, ища выход, другой бог отыскал место для выхода — он пробил череп Кумарби, расколол его, как раскалывают камень и через него выбрался наружу [9]. Это был Кацал, царь и герой. И едва поднявшись на ноги, предстал он перед Эа. Кумарби же согнулся и упал на землю, потеряв сознание. А прийдя в себя, стал призывать богиню Намше, свою союзницу, и требовать, обращаясь к Эа:
    — Дай мне ребенка, чтобы я мог его сожрать [10].
    Не стал спорить Эа, но вместо ребенка вручил камень Кумарби [11]. И стал вгрызаться Кумарби в то, что считал своим сыном. Но крепок был диорит, и он обломил об него зубы. И с воплем от боли выплюнул Кумарби камень.
    Священным стал этот камень, побывавший во рту великого бога. Эа установил его культ, определив жертвоприношения, которые должны совершать люди в соответствии со своими возможностями: люди богатые — приводить быков и овец, бедные — приносить ту пищу, которую едят сами.
    И люди сразу же стали нести жертвы, и это помогло выйти наружу богу Грозы. Не пошел он вслед за своим братом, а вышел великий герой положенным путем. И не почувствовал боли Кумарби.
    Дав жизнь богу Грозы, двинулся Кумарби к горе Ганцура и там в присутствии Ану вышел из тела Кумарби бог Шувалиаши [12], вышел он положенным путем, как и бог Грозы.

    Позднехеттское изображение четырехкрылого гения с головой птицы, несущего крылатое Солнце

    А затем породил Кумарби ещё двух богов, двух ужасных богов породил он, как предрекал ему Ану после его победы.
    Первым из рожденных Кумарби богов возвысил голос бог Грозы. Он возвестил богам, что убьет Кумарби, его породившего, и займет его место на небесном троне.
    Но Ану призывает его к умеренности. Опасается он, что после убийства Кумарби на очищенное богом Грозы место воссядет кто-то иной, а не победитель Кумарби.
    Ярость вызывает у бога Грозы совет Ану. Проклинает он богов, препятствующих ему осуществить свой замысел и обращается к Шерри, одному из двух быков, влекущих его колесницу
    Но и Шерри начинает призывать бога Грозы к умеренности, просит он не проклинать богов, не поддерживающих его замысла, ведь среди этих богов и мудрый Эа.
    Услышал Эа слова проклятия, направленные на него, и гнев против бога Грозы охватил его сердце и возвысил он голос, обратившись к богу Грозы:
    — Как смеешь ты произносить слова проклятия против меня?! Я ведь слышал, как проклинал ты меня и продолжаешь проклинать! Если возжечь огонь под котлом с пивом, закипит его содержимое.
    А тем временем пополнялась семья богов. Породила земля двух сыновей от небесной Колесницы. Ждал появления сынов Земли Эа и считал месяцы, потому что союз Колесницы и Земли совершился в его городе Абцуве [13] и возрадовался, когда получил он известие о появлении на свет новых богов [14].
    Примечания Немеровского А. И.
    1. Миф о небесной царственности, дошедший в копиях середины XIV конца XIII в. до н. э., составляет часть цикла, состоящего по крайней мере из пяти песен, в которых излагаются разные эпизоды борьбы богов за верховенство в пантеоне. Большинство этих текстов дошло в слишком фрагментарном виде, чтобы иметь полную уверенность правильности их восстановления. Неясен и порядок их расположения.
    Единственно, в чем у исследователей полное согласие, — это то, что миф о небесной царственности начинает этот цикл. Переход власти от Алалу к Ану и от него к Кумарби, несомненно, должен был начинать рассказ о богах, и начальная часть этого повествования ясна, но место, касающееся захвата власти Кумарби его сыном богом Грозы, не сохранилось.
    Хеттский мифологический текст открывает путь к пониманию цикла греческих мифов о смене поколений богов, о борьбе богов и титанов. Куммии хурритского мифа соответствует греческий Олимп, на котором также сменяются поколения богов, оскопляя и изгоняя своих отцов. Сходство борьбы поколений хеттских богов за власть над небом с ссответствующими строками «Теогонии» Гесиода давно обратило на себя внимание. Но спорным остается вопрос о путях проникновения этого мифологического мотива в Грецию — непосредственно из Анатолии, откуда родом был отец Гесиода, или через торговые эмпории северносириийского побережья. Влияние хеттской теогонии на греческую проступает не только в смене божественных поколений, но и в отдельных отмеченных ниже деталях.
    2. Алалу — древнее месопотамское божество. Наряду с ним в разворачивающемся действии участвуют и другие боги с месопотамскими (Ану, Эа-Энки, Мардук) и хурритскими (Кумарби, Аранцах, Ташмишу) именами, среди «слушателей» и «гарантов» достоверности из наиболее значимых месопотамских богов присутствуют, кроме Ану, также Энлиль и Нинлиль.
    3. Девять лет, срок смены богов в хурритском мифе, имеет точную параллель в гомеровском рассказе о царе Миносе, в девятилетие раз поднимающемся на гору для встречи с Зевсом, верховным богом, вручающим ему власть на следующее десятилетие.
    4. Победа Кумарби, отождествлявшегося с Даганом, Илу и Энлилем, над богом старшего поколения, сопоставима в аккадской мифологией со сменой Ану Энлилем.
    5. Сравн. с греческим мифом об оскоплении Кроном Урана. Хеттское влияние здесь не только в появлении мотива оскопления, но и в образах самих богов, поскольку и Ану, и Уран в переводе означают «Небо». Таким образом, речь идет практически об одном и том же мифологическом образе.
    6. Как считают хеттологи, употребление хеттским переписчиком имени Тархунта противоречит хурритскому контексту мифа, где должно было стоять имя Тешуба, поскольку в пределах Малой Азии вся географическая среда, сколь она ни расплывчата, — хурритская (горы Ташша и Ганцура, город Куммия), а за её пределами — месопотамская — Ниппур.
    7. Аранцах — хурритское название Тигра, обожествленного, как и все реки.
    8. Ташмишу (хеттский Шуволия) — хурритское имя брата и помощника бога Грозы Тешуба. В хурритской мифологии мыслился божеством подземного мира. Это и есть двуглавый орёл хеттов, которого Немировский загнал в подземный мир.
    9. Сравн. с греческим мифом о рождении Афины из головы Зевса, расколотой молотом Гефеста.
    10. Желание сожрать появившегося бога связано с угрозой, которую, прежде чем отправиться на небо, обрушил на Кумарби Ану. И это делает тем более явным влияние на греческий мифа о Кроне, пожиравшем рождавшихся детей, чтобы не быть ими свергнутым с небесного трона.
    11. Камень, врученный вместо ребенка, ещё более сближает хеттский миф с мифом о Кроне, которому Рея передает вместо Зевса завернутый в пеленки камень. Согласно предположению В.В. Иванова, назначение камня — лишить Кумарби зубов, обезопасив таким образом жизнь родившегося бога.
    12. Шувалиаши — теоним неизвестного нам происхождения. Странное замечание Немировского, учитывая его же комментарийо Ташмишу (Шуволия).
    13. Было обращено внимание на близость названия города с местом пребывания Эа в аккадских мифах. Апсу — воды подземного Океана.
    14. Эти новые персонажи появляются после лакуны, другая лакуна начинается сразу же после рассказ о них. Поэтому место этих богов в общей композиции не совсем ясно. Появление колесницы (обычно атрибута бога Грозы) союз её с Землей, которому способствовал Эа, и последующее рождение двух новых богов может означать конец противоречий между богом Грозы и Эа, в пользу чего говорит радость Эа при рождении сыновей Земли и Колесницы, но можно предположить также и то, что Эа способствовал появлению сыновей Колесницы бога Грозы, чтобы использовать этих сыновей в борьбе с богом Грозы подобно тому, как Ану воспользовался сыновьями повергнутого им Кумарби для лишения его власти.
    Комментировать