Мы применяем рекомендательные технологии
Лидия Лудянская
23-04-2014 23:17
Гонения христиан в Римской империи
В “Апокалипсисе” (Откровение Иоанна), написанном в I веке нашей эры рабовладельческий Рим называется “великой блудницей”, развратившей целые народы и страны и разрушившей их жизненные устои.

Проблема рабов в Римском государстве была острой. Рим страшился своих рабов. “Сколько рабов - столько врагов”, - утверждала пословица того времени.


Римская мозаика, изображающая женщину и двух прислуживающих ей рабынь.

Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими подневольными. “Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все одинаковы по рождению... У всех нас общий родитель - мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям - все равно, рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники”.
В то же время рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и христианство.

И в кипящем котле духовной жизни империи исподволь подготавливалась новая религия. Она черпала свои идеи из множества источников, религиозных, литературных, философских.

Первоначально христианство было небольшим стихийным движением. Первые христианские общины Рима состояли по преимуществу из рабов, вольноотпущенников, ремесленников, городской бедноты.

Все они осуждали существующие порядки и мечтали о социальном и духовном переустройстве. Все они искали в новой религии утешение. И христианство, ими же творимое, все это охотно обещало.
Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию.

Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные преграды между людьми. “Нет ни эллина, ни иудея ... ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного”, - говорится в одном из апостольских посланий.

Таким образом, христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

Причины и мотивы трехвековых гонений на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны.

С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величия его, отступники от государственных божеств, последователи запрещенной законом магии, исповедники недозволенной законом религии.


Апостол Петр, проповедующий Евангелие в катакомбах.
Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902

Христиане обвинялись в оскорблении государственного величия ещё и потому, что для своего богослужения они собирались тайно ночью, составляли недозволенные собрания, что приравнивалось к бунту, возлияниями и курениями они отказывались чтить императорские изображения.

Отступничество от государственных божеств также считалось одною из форм оскорбления.

Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей, считались делом запрещенной законом магии.


Ефесяне сжигают книги после проповеди апостола Павла

Считалось, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений.
Поэтому священные книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей.

Христианство полностью отрицало весь языческий строй империи: религию государства, быт, нравы общественной и семейной жизни. Именно поэтому императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих основы государственной и общественной жизни.

Жрецы и прочие служители языческой религии возбуждали вражду народа к христианам. Христианин для язычника был "враг" в самом широком смысле этого слова

Люди образованные, не верующие в древних богов, но в науку, искусство, греко-римскую культуру, видели в распространении христианства — этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия — великую опасность для цивилизации.

Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом и яростью преследовала "безбожников".

Говорят, что когда в Рим пришел апостол Павел, там насчитывалось примерно от 25 до 30 тысяч евреев. Среди них было немало и христиан. Увы, между приверженцами старой и новой веры происходили постоянные столкновения, поэтому император Клавдий издал закон об изгнании тех и других. Но правдами и неправдами изгнанные вернулись!

С древних времен принято считать десять гонений на христиан со стороны императоров Нерона, Домициана, Траяна, Марка Аврелия, Септимия Севера, Максимина, Деция, Валеpиана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой счет — искусственный, он не соответствует фактам и плохо объясняет события.

Общих, повсеместных и систематических гонений было меньше десяти, а частных, местных, случайных — несравненно больше. Да и одинаковой степени свирепости всегда и во всех местах они не имели.

Рим желал лишь зрелищ, хлеба, денег и крови. Он ожесточился, ибо человек человеку тут волк. А христиане говорили: «Постоянно любите друг друга от чистого сердца». Они возвели в добродетель любовь и семью, помогали больным и бедным. Они чурались празднеств, и тем более кровавых зрелищ.

Темный народ был преисполнен ненависти к христианам. О них распускали самые невероятные слухи, обвиняя в кровосмешениях, сексуальных оргиях, убийстве младенцев и каннибализме. Их обвиняли в чем угодно, даже в природных катастрофах (разливах Тибра, пожаре Рима, эпидемиях чумы и т. д.). Тертуллиан как-то саркастически заметил: «Если Тибр выходит из берегов или, вопреки ожиданиям, Нил из берегов не выходит… то сразу раздается призыв: «Христиан ко львам!»»

Римское правительство сначала не признавало христиан: оно считало их иудейской сектой.

В этом качестве христиан терпели и в то же время презирали как иудеев.

Первым считается гонение, предпринятое Нероном. Тиран хотел за пожар Рима, случившийся 19 июля 64 г., и в котором народное мнение обвиняло его самого, наказать тех, которые в глазах народа были способны на подобное.

Были названы христиане, началось их бесчеловечное истребление.

Тацит пишет, в императорских садах «умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их (христиан) облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».


Генрих Семирадский. «Светочи христианства» (1876)
Сидя в своих садах,Нерон наблюдает за тем, как на столбах поджигают христиан завёрнутых в tunica molesta.


Караваджо, Смерть апостола Петра.

По древнецерковному преданию, жертвами Нерона в 67 году были апостолы Павел и Петр.


Энрике Симоне. Усекновение главы св. Павла(1887)

Второе гонение относят ко времени правления императора Домициана (81-96); оно не было систематическим и повсеместным.
Было несколько казней в Риме, по малоизвестным причинам.

Из Палестины представлены были в Рим родственники Христа по плоти, потомки Давида. В их невиновности император убедился сам и дозволил им беспрепятственно вернуться на родину.

Новый император Веспасиан из династии Флавиев распорядился заложить фундамент огромной арены, которую мы сейчас называем Колизеем. А тогда её называли «Амфитеатр Флавиев».
Здесь людей, пожелавших принять новое учение, вывели на арену и отдали на растерзание хищникам.



Правда, теперь утверждают, что это был миф, созданный католической церковью в последующие годы. Но мы будем придерживаться устоявшегося мнения.


Фрагменты панорамы "Мучение христиан в цирке Нерона".
Фото около 1897 г.

Легенды говорят о том, что матери кидались вперёд в лапы зверей, лишь бы защитить своих детей. Но гибель была неминуема для всех.
В числе прочих был убит зодчий Колизея – Гавденций, пожелавший принять христианство.


Дикие звери в цирке.
Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902

При императоре Траяне (98-117) впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении.

Число христиан быстро умножалось, и уже в некоторых местах начинали пустеть языческие храмы.

Многочисленное и везде распространенное тайное общество Христа не могло уже более быть терпимо со стороны правительства, как иудейская секта: оно являлось, в его глазах, опасным не только для государственной религии, но и для гражданского порядка.


А.Т. Марков «Евстафий Плакида в Колизее».

При императорах Тите и Траяне Евстафий был военачальником. За принятие христианства он со своей семьёй был присуждён к растерзанию дикими зверями, но те не их тронули. Тогда император велел бросить осуждённых в нутро раскалённого медного быка. Семья погибла в мучениях, но тела остались невредимыми и были погребены христианами.

Марк Аврелий (161-180) презирал христиан как философ-стоик, как правитель, заботящийся о благосостоянии государства, ненавидел их. Поэтому он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; а остававшихся твердыми в убеждениях подвергнуть смертной казни.

Убеждаемые в виновности христиан, толпы аплодировали их мучениям.


«Мученик на арене цирка», Фёдор Бронников. 1869 год

Гонение одновременно свирепствовало в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке.

При Марке Аврелии в Риме пострадал св. Иустин философ, апологет христианства, в Лионе — Пофин, 90-летний старец, епископ; твердостью в перенесении мучений и героическою смертью прославились девица Блондина и 15-летний юноша Понтик.

Бландина прошла через бичевание, травлю дикими зверями, обнажённую, её сажали на раскалённый металл. Но она не отказалась от своей веры, говоря палачам: «Я христианка, мы ничего плохого не делаем!» В конце концов, её положили в ивовую сетку и бросили быку, который долго бросал и швырял её, а потом девушку зарезали. Её останки, вместе с телами прочих мучеников Лионских, были выставлены язычниками на шестидневное поругание, а затем сожжены и развеяны над Роной, чтобы воспрепятствовать, по мнению мучителей, воскресению тела.
На улицах Лиона лежали кучи тел мучеников.



Преемник М. Аврелия, Коммод (180-192), восстановил более милостивое для христиан законодательство Траяна.

Септимий Север был сравнительно благосклонен к христианам, но с 202 года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке; здесь особенным героизмом прославились две молодые женщины, Перпетуя и Фелицитата.


Генрих Семирадский.

Согласно «Страстям», Перпетуя была 22-летней вдовой и кормящей матерью, происходившей из знатной семьи. Фелицитата была её рабыней, в момент ареста ожидавшей ребёнка. С ними пострадали два свободных гражданина Сатурнин и Секундул, а также раб по имени Ревокат.
На мужчин выпустили кабана, медведя и леопарда.
Перпетуя вместе с Фелицитатой были отданы на растерзание свирепой корове, и здесь вдова явила свою идеальную женскую чистоту.
Она умирала с таким достоинством, с каким умирали самые высокие женские образы классической поэзии.
Корова несколько раз бешено подбросила осуждённую вверх, прежде чем та не упала на арену. И даже у тяжело раненой, первой мыслью у неё было то, что рога коровы разорвали тунику и обнажили тело. Перпетуя усилием воли поправила разорванную одежду и стыдливо прикрылась. Вспомнив, что волосы растрёпаны, а это считалось символом траура, она собрала последние силы и, поправив волосы, приколола их булавкой. Звери тяжело изранили страдальцев, но не убили.
Они попрощались друг с другом, после этого были обезглавлены. Неопытный палач Перпетуи сумел убить её только со второго удара, да и то лишь тогда, когда она сама приставила его меч к своему горлу.
Христиане выкупили тела мучеников и погребли их в Карфагене.


Константин Флавицкий
«Христианские мученики в Колизее»

А плебс искал выхода своему недовольству и находил его в ненависти к инакомыслящим.

В короткое царствование Максимина (235-238) и нерасположение императора, и фанатизм черни, возбужденной против христиан разными бедствиями, были причиною жестоких преследований во многих провинциях.

При преемниках Максимина, особенно при Филиппе Аравитянине (244-249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали христианином.

Однако со вступлением на престол Деция (249-251) началось гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение Марка Аврелия.

Император, заботясь о старой религии и о сохранении всех древних государственных порядков, сам руководил преследованием; начальникам провинций были даны обстоятельные инструкции. Было обращено серьезное внимание на то, чтобы никто из христиан не укрылся от розысков, поэтому число казненных было чрезвычайно велико.


Ж.Л. Жером. «Последняя молитва христиан перед казнью»
Углубление кризиса римского рабовладельческого общества побуждало людей искать утешения и спасения в новой религии.
Во II - III веках в христианские общины хлынули состоятельные люди, это были образованная прослойка общества. Они принесли не только имущество, но и свои социально-политические воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства, равенства отодвигаются уже на задний план.
К этому времени христианство окончательно порывает с иудаизмом. Еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресение, иудейская пасха перешла в христианство под тем же названием, но была наполнена другим мифологическим содержанием, менялось и общее направление религии, приспосабливаемое ко времени.


Гностические Евангелия. Тексты относятся к I–III векам н. э., среди них существуют Евангелие от Фомы, от Марии и даже от Иуды

При Валериане (253-260) в начале правления снисходительном к христианам, им пришлось вновь вытерпеть жестокое преследование.

Чтобы расстроить христианское сообщество, правительство обращало теперь особенное внимание на христиан из привилегированных сословий и, прежде всего, на руководителей христианства, епископов. В Карфагене пострадал епископ Киприан, в Риме папа Сикст II, 29 июля 258 г. перенесший мощи апостолов Петра и Павла в катакомбы, диакон его Лаврентий и мн. другие.



В то время христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и в глазах современников не отличались от еврейских кладбищ в окрестностях Рима.
Диоклетиан (284-305) сначала не предпринимал ничего против христиан; некоторые из них даже занимали видные места в войске и в правительстве. Затем вдруг всё переменилось, эту перемену некоторые приписывают соправителю его Галерию.
В 303 г. Диоклетиан принял решение очистить от христиан армию. Был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав.


Никомидийские мученики. Миниатюра.
Афон (Иверский монастырь). Конец XV в.

После того, как епископ Феопемпт, Феона, бывший волхв, и четыре царских сановника Васс, Евсевий, Евтихий и Василид, а также Петр, постельник Диоклитиана были осуждены на смерть, домашние их, все слуги, рабы и свободные, поразмыслив между собою, единодушно вместе с женами и детьми решили обратиться к императору: «Мы - христиане и желаем вместе с нашими господами, обладавшими нами в жизни сей, получить в будущей жизни венец нетленный».

Диоклитиан, увидев, как их много, а было их тысяча три человека, среди которых были и малые дети, испугался, что никомидияне могут поднять смуту в народе и начал уговаривать их. Увидев, что щедрые посулы не оказывают никакого влияния, он дал приказание, стражникам обступить их с обнаженным оружием. Но люди не испугались, тогда разъярённый император отдал распоряжение, засечь всех, что было немедленно сделано.
Вскоре после этого в императорском дворце случился пожар Явился второй эдикт, обвиняющий христиан и гонение запылало с неслыханной жестокостью.
Так, в одной только Никомидии в храме было сожжено до двадцати тысяч молящихся.

При Домициане и Диоклитиане значительная часть записей, книг погибла в огне.



Страдания христиан и многочисленные примеры мученичества красноречиво описал Евсевий (ок.263 - 340), епископ Кесарийский.

Когда Евсевий принялся за составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то он обратился к архивам учреждений, производивших суд над христианами, так как в литературе не нашёл достаточного материала.
Несмотря на опасность, он сохранил книги кесарийской библиотеки и обогатил её новыми коллекциями рукописей, приобретённых во время путешествий.


Василий Поленов. «Цезарская забава»

Мало-помалу крепло убеждение, что уничтожить христианство невозможно. И всё же преследование их продолжалось. Вот некоторые примеры, письменно засвидетельствованные.
Согласно церковному преданию, св. Вит был мальчиком семи (по другим источникам, двенадцати) лет, сыном римского сенатора-язычника с Сицилии. Мальчик принял христианство под влиянием своего наставника. По преданиям, когда он отказался молиться римским богам, его бросили львам, которые не тронули ребёнка. Тогда люди, оказавшиеся кровожаднее диких зверей, бросили мальчика в котел с кипящим маслом. Это случилось в 303 году.

Если верить житиям, в 307 году на съедение львам бросили Феодосию Тирскую.
Семнадцатилетняя Феодосия подошла к осужденным узникам-христианам, находившимся в претории. Был день Святой Пасхи, и девушка попросила их помянуть ее пред Господом, когда они предстанут Ему. Воины увидев, что она поклонилась узникам, отвели её к правителю. Тот настойчиво заставлял девушку принести жертву идолам, но она отказалась.
Тогда Феодосию подвергли жестоким истязаниям, тело ее строгали железными когтями так, что обнажились кости. Затем девушку с камнем на шее бросили в море, но к удивлению присутствующих, она выплыла из пучины.
Страдалицу отдали на съедение голодным зверям, те ее не тронули, тогда разъярённые мучители отсекли ей голову.

Лишь в 313 г. по Миланскому эдикту христиане получили полную свободу в исповедании своей веры; им были возвращены их храмы и всё конфискованное прежде имущество.
Император Константин, стремясь укрепить единство империи и свою власть, прекратил преследование и дал христианству права легальной религии.


Древний Рим.

А в последнее десятилетие IV века, при императорах Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной государственной религии.

Остатки дохристианских языческих культов преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено, статуи богов низвергнуты, жертвоприношения запрещены. Знаменитая статуя Виктории - богини победы, символ старого римского духа и государственности, была из сената удалена.

В 394 году император Феодосий I специальным декретом упразднил как один из последних оплотов язычества - знаменитые олимпийские празднества - олимпиады.

Христианство распространилось по всем районам империи и вышло за ее пределы.

Христианская церковь сделалась опорой и союзником гибнущего рабовладельческого государства.

Литература: "Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum" (1886); Бердников, "Государственное положение религии в Римской империи" (1881, Казань); Лашкарев, "Отношение Римского государства к религии до Константина Великого" (Киев, 1876); А. Лебедев, "Эпоха гонений на христиан и проч." (Москва, 1885). www.artmart.cc www.warszawa1939.pl
Нравится


"lidlud@mail.ru" из блога Лидия Лудянская
Комментировать