• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • V* S*
    13-05-2012 20:59
    История азербайджанского джаза

     Разновидность джаза, основанного на традициях мугама. Азербайджанский джаз зародился в Баку благодаря его основателю, музыканту и композитору Вагифу Мустафа-заде . В азербайджанском этно-джазе, или джаз-мугаме, в зависимости от фантазии исполнителей сочетаются новоорлеанские ритмы и музыкальные традиции Востока.

    Появление джаза в Азербайджане
    В начале XX века, когда город Баку, будучи известным как «производитель половины всей нефти мира», переживал экономический подъём, в Азербайджане стало появляться всё больше предприимчивых бизнесменов, архитекторов, купцов, учёных, а также деятелей искусства и иностранной культуры. Волна новой музыки, захлестнувшей весь мир, дошла и до Азербайджана. Из газетных статей того времени известно, что в ресторанах Баку играли «очень интересную музыку под непривычным названием — джаз».
    Однако это искусство было некоторое время предано забвению после прихода Советской власти, поскольку официально джаз считался чуждым для советских людей искусством
    .

    Зарождение азербайджанского джаза
    История азербайджанского джаза берет свое начало с 30-х годов ХХ века. Первый джазовый оркестр в Баку в 1938 году создали знаменитые азербайджанские композиторы Ниязи и Тофик Кулиев, выступавший в молодости с первым джазовым оркестром СССР, оркестром Александра Цфасмана. Оркестр Кулиева и Ниязи, называвшийся «Государственным Эстрадным Оркестром» (его также называли «Государственный джаз»), стал основой азербайджанского джаза. В состав «Государственного джаза» входили три тромбона, пять саксофонов, три трубы, рояль, гитара и ударные инструменты. На первом концерте, наряду с джазовой классикой, исполнялись и пьесы самих Ниязи и Тофика Кулиева. Приблизительно в это же время на саксофоне исполнялись импровизации для лада мугам «Чаргях». В 1941—1945 годах после окончания Великой Отечественной войны руководителем Государственного джаза был Рауф Гаджиев.

     Послевоенные годы
    После окончания Великой Отечественной войны, в 50-60-ых годах развитию джаза в Азербайджана сильный урон нанесла антизападная пропаганда СССР. В 1945 году джаз был запрещён Сталиным как «опасная капиталистическая музыка». Однако, несмотря на поставленные запреты, любители джаза слушали западные радиостанции, а после старались исполнить услышанное. В 60-х годах при поддержке и руководстве Кара Караева, Ниязи,Тофика Кулиева, Рауфа Гаджиева, в Азербайджан е началась вторая жизнь эстрадной и джазовой музыки. «Гая», квартет Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде. В 60-х годах руководитель джазового оркестра радио и телевидения Азербайджана был Тофик Ахмедов. В его оркестре начинал свой творческий путь и знаменитый певец Муслим Магомаев. Будучи единственным солистом этого оркестра, Муслим Магомаев выступал с ним в составе советской делегации на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки.
    С именами Вагифа Мустафазаде и Рафика Бабаева следует связать расцвет азербайджанского джаза 60-х годах. Они экспериментировали, создавая единую музыку на основе джазовых ритмов и азербайджанской народной музыки.


    Современный период
    Азербайджанский джаз и сегодня продолжает динамично развиваться. В Баку проводятся джаз-фестивали, семинары с участием известных западных джаз-музыкантов. Первый джаз-фестиваль в Баку был проведён в 1969 году, и после 33-хлетнего перерыва эта традиция возобновилась. В 2002 году был проведен первый международный Бакинский джаз-фестиваль— «Caspian Jazz Festival», ставший ежегодным. На первом «Caspian Jazz Festival» в 2002 году участвовали музыканты из 12 стран мира, и было проведено 18 концертов, с участием таких музыкантов и групп как группа Джо Завинула (Joe Zawinul) из Австрии, трио Кристофа Бьюса (Christoph Busse Trio) из Германии, российский квартет Якова Окуня, трио Фрейзера Фифилда (Frazer Fifield trio) и Кати Суриковой из Британии, американского джазмена Деборы Картер (Debora Carter) и саксофониста Грега Озби (Greg Osby), а также известных джаз-музыкантов и исполнителей из Азербайджана.
    В июне 2005 года в бакинской филармонии был проведён концерт-семинар при поддержке посольства Норвегии под названием «Baku Jazz Bridges», с участием музыкантов из США, Азербайджана и Норвегии.
    В мае 2009 года в Джаз-центре Баку был проведен «Британо-азербайджанский джазовый саммит» с участием известных британских джазменов Кенни Уилера и Пола Кларвиса и их групп, а также таких азербайджанских музыкантов, как Шаин Новрасли, Раин Султанов и других. В качестве официального спонсора мероприятия выступила компания «Британские Авиалинии» .
    Азербайджанские исполнители джаза являются участниками и победителями многих международных джаз-фестивалей и конкурсов, последним из которых стал международный джаз-фестиваль в Монтрё (Швейцария). На прошедшем с 3 по 18 июля 2009 года 43-м Джаз-фестивале в Монтрё Азербайджан в проекте «Восточные сладости» (Eastern Delights) представляли такие исполнители и группы, как трио Азизы Мустафа-заде, трио Эмиля Ибрагима, квартет Зульфигара Багирова, Исфар Сарабский, группа Бакустик Джаз во главе с Салманом Гамбаровым .



    Джаз центр в Баку

    Одним из важных составляющих проходящего с ноября 2009 года по март 2010 года в Лондоне проекта «Бута: Фестиваль Азербайджанской культуры» является также азербайджанский джаз. Джаз в этом проекте представлен такими именами, как Шаин Новрасли и Исфар Сарабский. Первым по графику мероприятием, прошедшим в Куин Элизабет Холл в Лондоне (Queen Elizabeth Hall), стал проект «Нефть и Джаз» («Oil and Jazz») с участием ведущих исполнителей азербайджанского джаза — джаз-мугама. 25 ноября 2009 года Шаин Новрасли выступил в Куинн Элизабет Холл (Queen Elizabeth Hall) совместно с Яном Беллами (Iian Bellamy) и Тимом Гарландом (Tim Garland). 26 ноября того же года в «Клубе 606» в Лондоне прошло его выступление при участии Яна Беллами (Iian Bellamy), Тима Гарланда (Tim Garland) и Малколма Крисса (Malcome Cresse). Другой исполнитель азербайджанского джаза — Исфар Сарабский выступил на сценах Лондона 7 и 9 декабря 2009 года.Большой вклад в научное изучение азербайджанского джаза внесла доктор наук Аида Гусейнова, являющаяся научным консультантом проекта «Шёлковый путь» всемирно-известного виолончелиста Йо-Йо-Ма. Так, 26 ноября 2007 года в университете Гарвард ею была прочитана лекция на соответствующую тему. По словам доктора Аиды Гусейновой — преподавателя Университета Индианы:«…С того момента джаз-мугам сформировывался в результате творческих изысканий азербайджанских музыкантов. Однако компоненты джаз-мугама и специфика его сопоставления никогда не были одинаковыми… Джаз-мугам продолжает развиваться в 21-м веке как уникальное открытие синтеза западной музыки с азербайджанской национальной…»(Д.н. Аида Гусейнова, Азербайджанский джаз-мугам: Сближая Запад и Восток)

    Исполнители азербайджанского джаза.

    Салман Гамбаров


    Салман Гамбаров  родился 18 апреля 1959 в городе Баку. Получил музыкальное образование в Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова, которую закончил как теоретик-музыковед (1978—1983) и как композитор (1986—1990, класс проф. И. Гаджибекова). В 1996 году Салман Гамбаров создал группу «Bakustic Jazz», состав которой варьируется в зависимости от поставленных задач и проектов.

    Раин Султанов


    Раин Султанов  родился 29 апреля 1965 года в городе Баку. Его братья Рауф и Рамин также являются музыкантами. По совету братьев в возрасте 14-ти лет Раин поступил в музыкальную школу по классу "кларнет. В армии Раин играл в военном оркестре четыре года. Продолжив свое музыкальное образование в Бакинском музыкальном училище им. А. Зейналлы, в 1985 году Раин Султанов занял первое место в республиканском конкурсе среди училищ. В 1988 году по приглашению Рашида Бейбутова Раин работает в Государственном Театре Песни, исполняя композиции Чарли Паркера и Майкла Брекера. В том же году он поступает в Азербайджанскую Государственную Консерваторию. В 1989 году Раин приглашается в Азербайджанский Государственный оркестр «Гая». В 1992 году Раин стал солистом Эстрадно-симфонического оркестра Аз. Гос. Телерадио под управлением Фаика Суджаддинова.

    Амина Фигарова


    Амина Фигарова  — одна из самых талантливых джазовых пианистов и композиторов Европы — родилась 2 декабря 1964 года в Баку.[23] Амина начала учиться играть на фортепиано в возрасте двух лет [24]. Закончила музыкальную школу им. Бюль-Бюля, и уже в школьном возрасте проявила незаурядный композиторский талант, создавая музыку для фортепьяно и виолончели. В 1982 году Амина поступила в Бакинскую государственную консерваторию на факультет «фортепианного исполнительства». В 1987 году Амина стала победительницей конкурса композиторов СССР. В 1992 году Амина переехала в Роттердам (Нидерланды), где и живёт по сей день.
    Через год после переезда она записала свой первый диск Attraction, составленный исключительно из её композиций. В 1998 году Амина выпустила второй альбом под названием Another Me. В 1999 году вышел третий альбом Firewind, в котором Амина выступила совместно с джаз-септетом. Амина преподавала джазовое искусство в Роттердамской консерватории и Музыкальном Колледже Беркли в Бостоне. В 1998 году Амина была принята в престижную Thelonious Monk Jazz Colony в Аспене, Колорадо.
    В 2005 году вышел альбом, который вошёл в десятку лучших произведений в чартах американского радио Jazzweek. Последний альбом Амины «Above the Clouds» 5 месяцев был в американских джазовых чартах в первой двадцатке. Данный альбом пианиста, был также положительно воспринят критиками.

    Азиза Мустафа-заде


    Азиза Мустафа-заде родилась 19 декабря 1969 года в городе Баку. Невольно вспоминается первое в жизни Азизы выступление на профессиональной сцене. Тогда, в 1978 году, будучи маленькой девочкой, она поехала в город Тбилиси, где проводился Всесоюзный фестиваль джазовой музыки. В этот вечер маленькая Азиза была принята как одна из лучших певиц.
    Этот первый успех в жизни Азизы является для нее очень важным и запоминающимся событием. А для родителей - Вагифа и Эльзы ханум, трепетно опекавших каждый шаг любимой дочери, успех Азизы не был неожиданностью. Ведь выросшая в музыкальной среде, где звучали азербайджанские народные песни, мугам и джаз, она знала наизусть весь репертуар руководимого отцом вокального квартета “Севиль”, а также на основе любой услышанной музыки создавала необычайную композицию. Уже тогда она проявляла удивительные способности в импровизации, а владение собственным голосом, как инструментом, поражало всех, кто слышал ее.Твердо и целенаправленно идущая по стопам отца, который много занимался дочерью, был главным учителем и остался для Азизы идеалом, она доказала всем и прежде всего самой себе собственную состоятельность и право не просто присутствовать в мире музыки, но и блистать яркой звездой на мировых сценах. Будучи студенткой Азербайджанской государственной консерватории им. Уз.Гаджибекова, Азиза являлась победительницей нескольких фестивалей и конкурсов, а в 1987 году, заняв первое место на вокальном конкурсе “Дебют”, стала его лауреатом. В числе педагогов Азизы можно назвать и такого известного у нас в стране музыканта, как Рафик Бабаев, совместно с которым Азиза выступала с 1987 года.Ее неустанный поиск и воплощение в жизнь новых творческих идей говорит о всепоглощающей любви к музыке. Стиль, в котором Азиза исполняет свои композиции и произведения других композиторов, раскрывает ее суть и отношение к жизни и искусству. Влюбленность в музыку и желание донести эту любовь до слушателей заставляют ее творить, создавать новое, не останавливаться на достигнутом и устремляться вверх.

    Шаин Новрасли


    Шаин Новрасли родился 10 февраля 1977 года в городе Баку.С раннего возраста серьезно занимается классической музыкой. Но, учась в Бакинской Музыкальной Академии, музыкант окончательно посвящает себя джазовой и классической музыке, отдавая предпочтение произведениям Баха и Моцарта.
    В музыке Шаина Новрасли отчетливо проявляется синтез джаза и традиционной азербайджанской музыки – мугама.
    Проекты Шаина – джазовый квинтет с народными инструментами «Eternal Way» с участием Нейтна Пэка, Александра Машина, Арслана и Нурлана Новрасли, джазовый соло-проект «Clajamu», классический сольный проект (программа из произведений Моцарта и Баха) – часто представлялись публике во всех странах мира и были записаны на диски. Шаин выступал с Кении Уилером, Удаем Мазумдаром, Эллисон Миллер, Нейтном Пэком, Алексом Пэком, Мэттом Зеброски, Джеффом Ледерером, Джоном Уилканом, Алимом Гасымовым, Александром Машиным и другими известными музыкантами.


    Тофик Шабанов


    Джазовый музыкант саксафонист родился 16 октября 1946 года в Баку. с 1978 года он играл в малом составе ансамбля "Гая", Однако в 1988 году Шабанов перещёл в государственный джазово-симфонический оркестр "Гая", А в 1992 году он становится его музыкальным руководителем. До конца своей жизни он работал  "Гая"  Тофик Шабанов умер 31 августа 1997 года.С "Гая" Тофика Шабанова связывает почти вся его творческая жизнь. С 1978 года он играл в малом составе "Гая", после чего начал работать под руководством Рафика Бабаева. Впоследствии в 1988 году Шабанов переходит в Государственный джазово-симфонический оркестр "Гая", музыкальным руководителем которого он стал после 1992 года.
     - С Тофиком мы работали вместе в группе "Гая". Музыкант он был очень хороший и причем, видимо, От природы. О таких говорят - "музыкант от бога".
    Так отозвался о нем художественный руководитель ансамбля "Бери бах" Рауф Бабаев.
    Заслугой Шабанова является и тот факт, что в тяжелое для коллектива время он сумел найти в себе силы и стойкость для того, чтобы сплотить оставшихся членов оркестра в единый организм, дышащий в унисон со временем, далеко не легким для людей творческих, посвятивших свою жизнь музыке.
     До конца своих дней он оставался щедрым и хлебосольным и наверное, поэтому ничего не имел за душой. Однако, оценивая порой противоречивые мнения о Т.Шабанове, можно сказать, что по своей сути это был сложной натуры человек, что и объясняет в какой-то степени последний шаг, сделанный им в жизни.
    - Судьба свела меня с Тофиком за десять дней до его смерти. Он был сильно расстроен и расплакался, обняв меня. Выглядел Тофик очень несчастным и подавленным. По-видимому, уже зная о том, что неизлечимо болен. Эта последняя встреча с ним оставила в душе у меня тяжелый осадок.
    Так вспоминает этот день Раин Султанов. Азербайджанская земля, рождающая на свет многочисленные таланты, вправе гордиться и таким своим сыном, как Тофик Шабанов.



    Комментировать