• Только для взрослых
  • Военные игры
  • Крутые тачки
  • Ольга Швед
    21-03-2014 21:36
    Двойной юбилей русской музыки.

    Двойной юбилей русской музыки. 


    Две крупные даты украшают весенний музыкальный календарь нынешнего года. 18 марта исполнилось 170 лет со дня рождения Николая Андреевича  Римского-Корсакова, а 21 марта отмечалось  175-летие со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского. 



    Юбилеям классиков русской музыки посвящены фестивали во многих городах России и, прежде всего, в Санкт- Петербурге - городе, с которым оба композитора неразрывно связаны. 

    http://my.mail.ru/video/mai...



    Римский-Корсаков и Мусоргский творили  «бок о бок». Они принадлежали к петербургскому содружеству, которое возникло в середине XIX века и вошло в историю под названием «Могучая кучка». Пять композиторов (Балакирев, Мусоргский, Бородин, Кюи, Римский-Корсаков), мечтавших сформировать новое русское музыкальное искусство с ярко различимыми национальными чертами. Они изучали русскую историю, русский фольклор, русское церковное пение, русские литературные памятники и даже просто русскую речь в ее характерно-бытовом виде. Все это переплавлялось в узнаваемо русскую «по духу и по букве» музыку. Петербургские «кучкисты», как их называют, стали первым оплотом русской национальной композиторской школы. 


    "Балакиревский кружок "Могучая кучка"




    Известность русских национальных музыкальных гениев - Римского-Корсакова и Мусоргского – давно перешагнула пределы России. И в наше время  их музыка живет под девизом, который выдвинула «Могучая кучка»: «Вперед, к новым берегам!»  


    Сегодня мы поговорим о первом юбиляре - 
    Николае Андреевиче Римском-Корсакове (1844-1908) 



    Портрет композитора кисти Ильи Репина 




    Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова — явление уникальное в истории русской музыкальной культуры. Творчество композитора уже чисто в хронологическом плане составляет как бы стержень русской классической музыки, соединяющее звено между эпохой Глинки — Даргомыжского и XX веком. Синтезируя достижения петербургской школы от Глинки до Лядова и Глазунова, вбирая в себя многое из опыта москвичей — Чайковского, Танеева, композиторов, выступивших на рубеже XIX и XX веков, оно всегда было открыто для новых художественных веяний, отечественных и зарубежных. 


    http://my.mail.ru/video/mai...




    Доминантами художественного мировоззрения Римского-Корсакова были «вселенское чувство» (его собственное выражение) и широко понимаемый мифологизм мышления. Композитор  формулировал свой творческий процесс следующим образом: «Я прислушивался к голосам природы и народного творчества, и брал напетое ими и подсказанное в основу своего творчества».  

    Его заметки по эстетике открываются утверждением искусства как «сферы созерцательной деятельности», где объект созерцания — «жизнь человеческого духа и природы, выраженная в их взаимных отношениях». 

    Всем композиторам  – членам «Могучей кучки» была свойственна такая черта, как бесконечная пытливость  к  явлениям жизни, вечная тревога мысли. У Римского-Корсакова она сосредоточивалась в наибольшей мере на природе, понимаемой как единство стихии и человека, и на искусстве как высшем воплощении такого единства.  



    Римский-Корсаков. Октава (соч.45 №3)Д. Хворостовский (баритон), М. Аркадьев (ф-но)02:25Перейти к аудиозаписи

    Римский-Корсаков. Рядеет облаков летучая гряда (соч.42 №3)Д. Хворостовский (баритон), М. Аркадьев (ф-но)03:32Перейти к аудиозаписи

    Римский-Корсаков - Редеет облаков летучая грядаСергей Лемешев 03:14Перейти к аудиозаписи

    Римский-Корсаков. Дробится, и плещет, и брызжет волна… (соч.46 №1)Д. Хворостовский (баритон), М. Аркадьев (ф-но)01:09Перейти к аудиозаписи


    Дом в Тихвине 


    Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине Новгородской губернии. Отец композитора Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.  


    http://russianfamily.ru/r/r...




    Герб семьи  Римских-Корсаковых 



    Ко времени рождения младшего сына  Андрей Петрович Римский-Корсаков находился в отставке. В свое время он занимал должности новгородского вице-губернатора и гражданского губернатора Волынской губернии, но был уволен за свободомыслие и помощь следовавшим в ссылку декабристам. Он всегда придерживался прогрессивных взглядов, что проявилось даже в его женитьбе. Матерью будущего композитора стала Софья Васильевна, дочь помещика В.Я. Скарятина и  крепостной крестьянки. Она получила хорошее образование, владела французским языком, любила музыку и неплохо играла на рояле. 

    Софья Васильевна Римская-Корсакова 


    В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой.  И, хотя у  Николая оказался абсолютный слух и прекрасная музыкальная память, занятия не увлекали. 

    «Сделаться музыкантом я не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком» - вспоминал впоследствии композитор. 


    В детстве он больше всего любил, когда приходили письма от старшего брата. Воин Андреевич (Воин – имя в роду наследственное) уже служил флотским офицером, ходил в далекие плавания, командовал знаменитой шхуной «Восток» в экспедиции Е.В. Путятина к берегам Японии.  



    Воин Андреевич Римский-Корсаков 



    Из писем брата и его рассказов при нечастых посещениях родительского дома перед мальчиком вставал прекрасный и манящий мир моря. 

    Когда Николаю исполнилось 12 лет, он  с радостью уехал из захолустного Тихвина в Петербург поступать в Морской кадетский корпус.  Занимался Ника усердно и ровно. И всё же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», муштры.  



    В Петербурге Николай продолжил занятия музыкой. На его счастье он познакомился с прекрасным пианистом Федором Андреевичем Канилле и стал брать у него уроки. Канилле помог ему ликвидировать многие огрехи в музыкальном образовании, познакомил с молодыми композиторами Балакиревым, Мусоргским и Кюи, с которыми Николай быстро подружился. 
    Балакирев не только стал музыкальным наставником Римского-Корсакова, но и оказал громадное влияние на становление его как композитора. «Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое его слово и суждение были для меня безусловной истиной» - вспоминал впоследствии Николай Андреевич. 


    Клипер "Алмаз" (Нью-Йорк, октябрь 1863 года) 



    В 1862 году Николай, произведенный в гардемарины, был назначен на клипер «Алмаз», отправляющийся в длительное плавание к берегам Америки. Плавание длилось более 2,5 лет, за это время «Алмаз» посетил Киль, Копенгаген, Нью-Йорк, Балтимор, Рио-де-Жанейро, Тулон, Лиссабон и ряд других портов. Николай не только хорошо освоил флотское дело, был произведен в мичманы (первый офицерский чин на флоте), но и навсегда полюбил море, став впоследствии, по утверждению современников, лучшим музыкальным «маринистом».  



    Свободное от вахт время Николай посвящал чтению и музыке. «Я продолжаю сочинять, - писал он Балакиреву, - у меня есть в голове уже две темы для новой симфонии, очень хочу сочинить какой-нибудь хор на стихи Пушкина или Лермонтова, или какой-нибудь фантастический хор, например, хор русалок». Впоследствии в своих «сказочных» операх он реализовывал и не такие фантастические проекты. 

    В декабре 1865 года, через полгода после возвращения из плавания, состоялась премьера 1-й симфонии, родившейся под шум океанских ветров и плеск волн. В России появился новый самобытный композитор.  



     
    Симфония №1, ми минор - ГАСО СССР, дирижер - Евгений Светланов Римский-Корсаков -31:20Перейти к аудиозаписи





    Еще несколько лет Николай оставался на службе, получил следующий чин лейтенанта, но в морские походы уже не ходил, а все время отдавал музыке. 

    Стоит отметить, что и после выхода в отставку Н.А. Римский-Корсаков  не расстался с флотом, став инспектором военно-морских хоров (духовых оркестров). В его обязанности входил контроль над оркестрами и их репертуаром на всех флотах, руководство капельмейстерами, курирование учеников консерватории – стипендиатов морского ведомства. Этому хлопотному делу он посвятил более 10 лет.  



    Концерт для тромбона и духового оркестра (Winkler Tibor, kamarazenekar, vez. Zdenek Machacek)Римский-Корсаков 10:59Перейти к аудиозаписи


    В эти же годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь. В исполнении произведений членов кружка участвовали две очаровательные девушки   — Александра и Надежда Пургольд. Александра обладала прекрасным голосом (меццо-сопрано), а Надежда была пианисткой. Римский-Корсаков всё чаще бывает у Пургольдов. Он восхищается игрой Надежды Николаевны, и не только игрой. Ему нравится делиться с ней мыслями и жизненными планами.  
    Душевная близость, возникшая между ним и Надеждой Пургольд в первый год знакомства, постепенно выросла в нежную привязанность. В декабре 1871 года Надежда — милая, добрая девушка, с серьёзным нежным лицом и задумчивыми глазами стала невестой Римского-Корсакова.  




    В этот же период Римский-Корсаков  стал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории, возглавил Бесплатную музыкальную школу, был помощником управляющего Придворной певческой капеллой, много и вдохновенно сочинял. Опера «Псковитянка» стала первым крупным произведением 25-летнего композитора, снискавшим успех у публики и благожелательные отзывы критики. 

    Разучивание оперы началось осенью 1872 года, когда Николай Андреевич и Надежда Николаевна вернулись из свадебного путешествия по Швейцарии и Северной Италии. В январе 1873 года состоялась премьера. Публика хорошо приняла оперу. За полтора месяца прошло десять спектаклей при полном зале.  



    http://belcanto.ru/pskovity...


    http://my.mail.ru/video/mai...


     

    Отшумели аплодисменты премьеры, жизнь вернулась в обычную колею. Дел было много. 
    Ещё в 1871 году Римский-Корсаков начал преподавать в консерватории. Только приступив к работе, Римский-Корсаков понял, насколько значительны пробелы в его музыкальном образовании. Как часто пытался он объяснить это друзьям. Но ничего не получалось. Его длительный и нелегкий труд по техническому совершенствованию в 1873-1878 годах, неотделимый от освоения классического наследия, не встретил понимания балакиревцев. Стасов и Мусоргский, горячие поборники эстетических принципов «Могучей кучки», расценивали это как предательство. 


    Римский-Корсаков - Piano Trio in C minor - I. AllegroД.Ойстрах, С.Кнушевицкий, Л.Оборин - 10:39Перейти к аудиозаписи

    Римский-Корсаков - Piano Trio in C minor - II. ScherzoД.Ойстрах, С.Кнушевицкий, Л.Оборин - 04:28Перейти к аудиозаписи

    Римский-Корсаков - Piano Trio in C minor - III. AdagioД.Ойстрах, С.Кнушевицкий, Л.Оборин - 09:20Перейти к аудиозаписи

    Римский-Корсаков - Piano Trio in C minor - IV. Finale - Adagio; AllegroД.Ойстрах, С.Кнушевицкий, Л.Оборин - 13:07Перейти к аудиозаписи



    Композитор страстно мечтал о том, чтобы писать легко, непринуждённо. И вот пришло вдохновение, в ярком и пёстром наряде чудесной украинской народной песни, вместе с благоуханием тёплой южной ночи; пришло прямо со страниц поэтичнейших гоголевских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». 


    Опера «Майская ночь» создавалась в 1878 году. Составляя либретто, Римский-Корсаков стремился сохранить план повести Гоголя, колоритный язык её героев.  «Майская ночь» заполнена мелодией — полнокровной, идущей от сердца, способной обобщенно выразить и чувство героя, и сценическую ситуацию, и динамику действия.  



    http://www.belcanto.ru/mays...  


    http://my.mail.ru/video/mai...




    «Майская ночь» была закончена, но Римскому-Корсакову не хотелось уходить из мира сказок, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует. Он попросил у знаменитого драматурга Островского разрешения использовать его пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды. 


    Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным.  



    "Снегурочка" - картина  В.М. Васнецова 



    «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».  


    Римский-Корсаков - Речитатив и Ария Весны из оперы Снегурочка Надежда Обухова04:46Перейти к аудиозаписи

    1-я и 2-я Песни Леля из оперы Снегурочка Ирина Архипова 05:34Перейти к аудиозаписи


    Ни одно произведение не давалось Римскому-Корсакову  с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». 10 февраля 1882 года  опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

    «...Кто не любит моей „Снегурочки“, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», — писал композитор жене в 1893 году, после московской премьеры оперы — по существу первого настоящего исполнения «Снегурочки», когда она прозвучала полностью, без купюр, в должных темпах и с должным сочувствием исполнителей замыслу автора. 

    Н.Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере оперы: «Поставлена „Снегурочка“  была  роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно».

    Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей „Снегурочке“ удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежнохолодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».   



    http://belcanto.ru/sneguroc...

    http://my.mail.ru/video/mai...



    «Снегурочка» наполнила сердце композитора жизненной силой, помогла пережить горе и холод невосполнимых утрат. В феврале 1881 года не стало Мусоргского. Через шесть лет умер Бородин. После смерти Мусоргского и Бородина композитор принялся за сложнейшую работу — завершение их незаконченных произведений. Это Римскому-Корсакову удалось блестяще. 

    Кипучая, интенсивная жизнь Римского-Корсакова в 1880-е годы, его работа над творческим наследием друзей, педагогическая, дирижёрская, общественная деятельность отодвинули на второй план сочинение музыки. И всё-таки именно тогда Римский-Корсаков создал два великолепных симфонических произведения — «Испанское каприччио» и «Шехеразаду». «Испанское каприччио», произведение, в котором, композитор обнаружил удивительное богатство воображения. «Шехеразада» — это сказка в музыке. И хотя она «рассказана» русским композитором, музыка её носит ярко выраженный восточный характер.  


    http://belcanto.ru/rimsky_s...


    http://my.mail.ru/video/mai...
     

    В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста. 


    http://my.mail.ru/video/mai...




    В 1867 году  Римский-Корсаков написал «музыкальную картину» «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра с океаном-морем. Стоило приступить к сочинению, как ожили воспоминания о плавании на «Антаре»: картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, чёрного южного неба с крупными, блестящими звёздами.  


    Музыкальная картина Садко, соч.5 - БСО им. Чайковского, дир.- Владимир Федосеев Римский-Корсаков 11:20Перейти к аудиозаписи

    В 1894 году Римский-Корсаков возвращается к сюжету «Садко», но уже задумав  написать оперу.
     «Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов.   

     
    Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.  


    http://belcanto.ru/sadko.html




    http://my.mail.ru/video/mai...



    Композитору было уже за пятьдесят, но в душе расцветала весна — праздничная, ликующая, полная вдохновения. Послушный её призыву, он писал с упоением. Рождались певучие романсы, за ними — две одноактные оперы — «Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери», уже зрели мысли о «Царской невесте». Хотелось сделать как можно больше. Быть может потому, что знал: теперь не надо просить о постановке. Сумбурный, но талантливый, артистически чуткий директор Частной оперы Мамонтов ждет его новых опер.

    "Царская невеста" - одна из самых любимых и часто исполняемых опер Римского-Корсакова. Сам композитор испытывал к ней особое чувство. "Из многих моих опер, - признавался он, - я люблю более других "Снегурочку" и "Царскую невесту".

    Что касается последней, то история ее создания довольно непродолжительна: опера была задумана и начата в феврале 1898 года, а через десять месяцев партитура была  завершена. 

    В основе либретто лежит одноименная драма Льва Мея, сюжет которой основан на реальных событиях. В 1571 году купеческая дочь Марфа Собакина на смотринах была избрана в невесты царя Ивана Грозного, а спустя 15 дней неожиданно скончалась - по слухам, из-за яда.


    Премьера "Царской невесты" состоялась 22 октября 1899 года в Частной опере Мамонтова и сразу же завоевала признание публики.  


    http://belcanto.ru/nevesta....



    http://my.mail.ru/video/mai...



    (Валерий Гергиев) ч.1__Опера`ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА` (М.Шагуч, О.Бородина, Е.Акимов, Д.Хворостовский, Г.БеззубеРИМСКИЙ-КОРСАКОВ 50:06Перейти к аудиозаписи

    (Валерий Гергиев) ч.2__Опера`ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА` (М.Шагуч, О.Бородина, Е.Акимов, Д.Хворостовский, Г.БеззубеРИМСКИЙ-КОРСАКОВ 51:20Перейти к аудиозаписи

    (Валерий Гергиев) ч.3__Опера`ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА` (М.Шагуч, О.Бородина, Е.Акимов, Д.Хворостовский, Г.БеззубеРИМСКИЙ-КОРСАКОВ47:04Перейти к аудиозаписи


    Как оперный сюжет древнерусская легенда о граде Китеже привлекла внимание Римского-Корсакова в 1898 году. Тогда же возникла мысль связать ее с образом Февронии — героини распространенной в народе муромской повести о Петре и Февронии. Этот образ занял центральное место в либретто В. И. Бельского. К сочинению музыки композитор приступил в начале 1903 года. К концу сентября следующего года партитура оперы была закончена. Первое представление состоялось 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. 

    «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» принадлежит к числу наиболее значительных произведений русской оперной классики. Для него характерно сочетание эпоса и лирики, героических и фантастических мотивов народной поэзии. В основу сюжета положена древнерусская легенда XIII столетия, эпохи татаро-монгольского владычества. Реальные исторические события приобрели в ней фантастическую окраску. По словам легенды, град Китеж был спасен от разорения татарами «божьим произволением»: он сделался невидимым и стал местом идеальной, по народным понятиям, земной жизни. 


    http://belcanto.ru/kitezh.html


    http://my.mail.ru/video/mai...



    http://my.mail.ru/video/mai...




    Велико культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие шедевры русской музыки. 
    Римский-Корсаков дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым, 1877—81; с Глазуновым, к 100-летию со дня рождения Глинки, 1904). Дважды оркестровал “Каменного гостя” Даргомыжского (1870 и 1897—1902). Вместе с Глазуновым завершил, отредактировал и частично оркестровал “Князя Игоря” (1887—90) и инструментовал ряд романсов Бородина. Редакторской обработке Римского-Корсакова подверглось почти всё творческое наследие Мусоргского: он завершил, отредактировал и оркестровал “Хованщину” (1881—83), осуществил свою редакцию и инструментовку “Бориса Годунова” (1895—96, дополнил в 1906), а также свободную обработку и оркестровую редакцию симфонической картины “Ночь на Лысой горе” (1886), отредактировал и оркестровал ряд фрагментов неоконченной оперы “Саламбо”, симфонической пьесы (Интермеццо, Скерцо), хоры. Римский-Корсаков подготовил к изданию рукопись “Женитьбы” (1906) и большей части камерно-вокальные произведения (несколько из них инструментовал). 

    Эта огромная работа, способствовавшая пропаганде творчества Мусоргского, не лишена вместе с тем внутренней противоречивости, т. к. сделанные Римским-Корсаковым редакции несут глубокий отпечаток его композиторской личности, эстетических воззрений и вкусов. В результате характерные особенности стиля Мусоргского (прежде всего интонационные, ладовые, гармонические) подверглись существенным изменениям.  






    Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки.  

    За 37 лет педагогической работы в консерватории у Римского-Корсакова  училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и другие.


    Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов и А. Лядов 



    А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков со своими учениками М.М. Черновым и В.А. Сениловым. Фото 1906 г. 

    По настоянию родителей Игорь Стравинский поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, но сомневался в выборе профессии и, в конце концов, решил представить свои музыкальные опыты на суд Римского-Корсакова. Зная, что мэтр склонен к беспощадной критике, молодой Стравинский почему-то ожидал наилучшего исхода встречи. Однако реакция Римского-Корсакова оказалась снисходительно-сдержанной. Будучи преподавателем консерватории, он посоветовал Стравинскому не поступать  туда, заявив, что ему не подходит «атмосфера этого учреждения». Но все же молодому человеку следует брать уроки гармонии и контрапункта и работать «под чьим-то постоянным наблюдением». Позже наставником Стравинского стал сам Римский-Корсаков.   

    Н. Римский - Корсаков и И. Стравинский (на фото слева) 

    Когда в 1905 году  Н.А. Римского-Корсакова уволили из консерватории за то, что он поддержал бастующих студентов, по стране пронеслась такая волна протеста, которую не мог утихомирить даже запрет на исполнение его произведений. 
    В Воронеже во время исполнения романсов Римского-Корсакова раздались крики «Встать!» и «тысячная толпа слушала произведения композитора стоя, после чего восторженная публика подхватила артистов с эстрады и с криками «Да здравствует Римский-Корсаков!» пронесла их по залу на руках с шумными овациями». 

    Николай Андреевич Римский- Корсаков был прекрасным  Мастером  и истинным  патриотом  России.

    С нами осталась его музыка, которую знают и любят во всем мире.  


    Римский-Корсаков - Увертюра на Русские темы, соч.28 Евгений Светланов/ГАСО СССР11:54Перейти к аудиозаписи


    Романсы Римского-Корсакова Вы можете послушать здесь - 


    http://rusklarom.narod.ru/rimskii-k.htm 
    http://classic-online.ru/ru...



    http://my.mail.ru/video/mai...





    Н.А. Римский-Корсаков. Портрет кисти Валентина Серова 



    http://www.russianlaw.net/R...


    Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова 




    http://museum.ru/m129

    Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова (Санкт-Петербург) 





    Комментировать